Фарида Хасанова
Конспект занятия по татарскому языку «Тылсымлы хат» («Волшебное письмо») с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).
Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая деятельная.
Публикация «Конспект занятия по татарскому языку „Тылсымлы хат“ („Волшебное письмо“) с детьми средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Татарстан
- Средняя группа
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Цель: закрепление пройденного лексического материала по темам «Гаил», “Ашамлыклар”, “Уенчыклар”, “Саннар”, а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных игровых ситуациях.
Задачи:
1. Образовательные:
- активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;
- способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях.
2. Развивающие:
- продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;
- развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность; доброжелательность и выдержку;
- воспитывать интерес к изучению татарского языка,
Дидактическое обеспечение занятия :
Для воспитателя: проектор, ноутбук, ИКТ игры для детей 4-5 лет, демонстрационный и раздаточный материал, дидактическая игра «Уенчыклар саныйбыз», муляжи продуктов.
Для детей: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Телефон аша танышабыз», «Кунак сыйлыйбыз».
Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песни «Карусель».
Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Гаил», “Уенчыклар”, “Ашамлыклар”, “Саннар”, песня «Карусель».
Ход занятия
І. Организационный момент
Воспитатель: Иснмесез!
Дети: Иснмесез!
Воспитатель: Хллрегез ничек?
Дети: йбт, рхмт. Хллрегез ничек?
Воспитатель: йбт, рхмт.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы хорошо говорите по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.
Дети: Иснмесез!
Гости: Иснмесез!
Дети: Хллр ничек?
Гости: йбт,рхмт!
Воспитатель: Вот и поздоровались. А сейчас, давайте представимся. Син кем? (с мячом).
Дети: Мин-Максим.
Воспитатель: Давайте познакомимся с нашими гостями.
Дети: Син кем?
ІІ. Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, давайте прочитаем, кто нам написал это письмо.
«Иснмесез, балалар! Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы начали изучать татарский язык, и решил прислать вам задания. Если вы справитесь с заданиями, то сможете собрать из частей мое изображение. И узнаете кто я. Вы готовы?
Воспитатель: А вот и первое задание “Разговор по телефону”.
1 ребенок: Иснмесез!
2 ребенок: Иснмесез!
1 ребенок: Хллр ничек?
2 ребенок: йбт, рхмт!
1 ребенок: Хллр ничек?
2 ребенок: йбт, рхмт!
1. ребенок: Син кем?
2 ребенок: Максим.
1 ребенок: Син кем?
2 ребенок: Саша.
1 ребенок: Сау бул
2 ребенок: Сау бул.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с этим заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда вам первая подсказка: одна часть изображения лежит под вашими стульчиками.
Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание. Пригласи всех членов семьи домой.
2. ИКТ игра “Гаил гъзаларын йг чакыр”
Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь ребята, вам нужно будет позвать всех членов семьи домой. Бу кем?
Дети: Бабай (би, ти, ни, кыз, малай).
Воспитатель: Позови его.
Дети: Бабай (би, ти, ни, кыз, малай) кил монда.
Воспитатель: Вы справились с заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот вам и вторая подсказка вторая часть моего изображения находится за вашими стульчиками.
Воспитатель: А третье задание спеть песенку “Карусель”
(Каждый ребенок подходит и спрашивает себе игрушку)
Воспитатель: Какую игрушку тебе дать?
Ребенок: Миа туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) бир.
Воспитатель: Туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) нинди?
Ребенок: Туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) зур (кечкен, матур, чиста.
Воспитатель: М, зур (кечкен, матур, чиста туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) уйна.
Ребенок: Рхмт.
3. 59 трек. “Карусель”.
лл-л, лл-л,
Карусельлр йлн,
Матур курчак йлн.
Зур-зур аю йлн.
Кечкен куян йлн.
лл-л, лл-л,
Карусельлр йлн,
Матур курчак йлн.
Зур-зур аю йлн.
Кечкен куян йлн.
лл-л, лл-л,
Карусельлр йлн.
Матур кызлар йлн,
Зур малайлар йлн.
Дети: М, туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина).
Воспитатель: Рхмт. Вы хорошо справились с этим заданием. Вот вам и третья подсказка: часть изображения находится у воспитателя.
Воспитатель: Следующее задание – угости гостя.
4. Сюжетно-ролевая игра “Кунак сыйла”
Воспитатель: Вот мы пришли.
Дети: Иснмесез!
2 ребенок: Иснмесез!
1 ребенок: Хллр ничек?
2 ребенок: йбт, рхмт!
2 ребенок: Хллр ничек?
1 ребенок: Эйбт, рхмт!
2. ребенок: Кил монда, утыр.
2 ребенок: Рхмт.
(Спрашивает у всех гостей “Как дела?” и приглашает к столу.)
2 ребенок: М, чй (ст) эч
1 ребенок: Рхмт. Чй (ст) тмле.
2ребенок: М, алма (ипи) аша.
1 ребенок: Рхмт. Алма (ипи) тмле.
(Угощает всех гостей.)
1 ребенок (роняет яблоко) : Алма пычрак. М, алма, ю.
2 ребенок (моет яблоко) : Алма чиста. М, аша.
1 ребенок: Рхмт, сау бул.
2 ребенок: Сау бул.
Воспитатель: Вы справились с заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда вам четвертая подсказка – часть изображения найдете на мольберте.
Воспитатель: И последнее задание вам надо предложить Алсу поиграть с игрушкой.
3. Дидактик уен «Алсуга уйнарга уенчыклар ткъдим ит»
Воспитатель: Давайте теперь Алсу предложем игрушки.
Дети: Бер, ике, ч (1-5). М, Алсу ч (1-5) аю (куян, туп, песи, курчак, уйна.
(Дети дарят разные игрушки и разного количество, от 1 до 5.)
Воспитатель: Молодцы дети, вы справились и с этим заданием.
Воспитатель: Давайте спросим у гостей вы справились с этим заданием. Гости: Да.
Воспитатель: Тогда вы получите последную подсказку – часть изображения находится на подоконнике.
Все части изображения нашлись, вам осталось лишь собрать. (Дети собирают изображение собаки.)
Воспитатель: Бу нрс?
Дети: Эт.
Воспитатель: А как его зовут?
Дети: Акбай.
Воспитатель: Вы сегодня все молодцы! Но какое из заданий вам показалось самым сложным, где вы затруднились отвечать?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте, похвалим себя.
Дети: Мин матур, мин чиста, мин йбт.
Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Сау булыгыз!
Дети: Сау булыгыз!
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.
Дети: Сау булыгыз!