Наталья Гвелебиани
Конспект занятия по социальному миру «Зеленая аптека» в старшей группе
Конспект ООД на тему «Зеленая аптека»
Программные задачи: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений; воспитывать у детей желание быть здоровыми.
Публикация «Конспект занятия по социальному миру „Зеленая аптека“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход деятельности:
- Ребята, вы уже многое знаете о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным – давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т. д.
- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку и вам, ребята, в том числе.
- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
- Кто видел в аптеке лекарственные растения?
- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения? (Рассказы детей)
На ширме появляются персонажи сказки «Колобок» :
Бабка:
Вот уже и устала, А раньше, бывало, Я этих слов и вовсе не знала.
Дед:
А меня, видать продуло – Знобит так, что мочи нету. То ноги, то живот, то голова. Что поделаешь, старость пришла. А таблетки аптечные Мне пить непривычно … Мне отвары растений целебных Помогают отлично.
Колобок:
Нечего мне без дела отдыхать, Нужно деду и бабушке Лечиться помогать. Ну-ка, спрыгну я с окошка, Да покачусь вдоль дорожки. Лечебные растения отыщу, А чтобы быстрее собрать всё, что надо, Возьму с собой ребят из детсада.
- Ребята, поможем Колобку собрать лекарственные растения? (Да).
- Тогда в путь. А вот и первое растение:
Не пустила в огород – Оттого она и жжет. (крапива)
- Про какое лекарственное растение эта загадка? Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».
Подружись с крапивой.
- Сегодня на обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.
- Крапивные?
- Да, да, - подтвердила бабушка. – А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы …
Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из неё не только можно приготовить щи и салат. Но всё -таки важнее другое: «Берем сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она
раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто отгадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки, На конце его – серёжки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук. (подорожник)
- Найдите это растение в нашей коллекции.
- Кто догадался, почему это растение так называется?
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
- Это растение всем знакомо. Отгадайте его.
Выпускает он листы Широченной широты, Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Если их не обдерешь, На себе их все найдешь. (лопух)
(Показ картинки)
- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.
- А это что за растение?
Носит этот мальчик Желтый сарафанчик. Подрастет - нарядится В беленькое платьице, Лёгкое, воздушное, Ветерку послушное. (Одуванчик)
- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
- А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.
Мох, клюква и морошка – Жильцы лесных болот, На кочке мох без ножки, Куда ни глянь, растёт.
- Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.
- Ну что, устали? Давайте отдохнем на поляне.
Расслабление под музыку «Одинокий пастух» (релаксация)
. Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок. Мы вдыхаем его – чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга, над нами гордо кружат птицы. Нам хорошо и приятно. Мы очень рады, что встретились с удивительным миром царства лекарственных растений. Мы хотим жить в мире с природой. Мы будем друзьями и защитниками всему живому.
- Ребята, много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это ПРИРОДА.
- Ребята, нам пора возвращаться к бабушке с дедушкой. Они ждут травы, которые мы для них собрали.
Дедушка с бабушкой благодарят детей. В благодарность угощают детей чаем из лекарственных трав.
- Ребята, вы должны помнить, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
- Пока вы пьёте чай, я расскажу вам правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и т. д.)
2. Сбор растений производить в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за всё просит только: беречь её!
На лугу растут: ромашка, Лютик едкий, клеверокашка. Что ещё? Гвоздика, смолка, Колокольчик, хвощ, как ёлка. А ещё? Подорожник, васильки, Граммофончики – вьюнки. Ещё много разных травок У тропинок, у канавок. И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых.