Анна Наумова
Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с косоглазием и амблиопией «Цветик-пятицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
открытого подгруппового занятия
по социально-бытовой ориентировке
детей с косоглазием и амблиопией.
Подготовила: тифлопедагог Наумова А. А.
Тема: «Цветик – пятицветик».
Цель: учить понимать и оценивать значимость всех пяти органов чувств.
Обучающие задачи:
- учить анализировать информацию, полученную с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания;
- учимся узнавать предмет по отдельным признакам (звуку, запаху);
- закреплять умение находить сходства и отличия в процессе сравнения картинок и геометрических фигур;
Публикация «Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с косоглазием и амблиопией „Цветик-пятицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- учить создавать цветное изображение на фланелеграфе по рисунку-схеме.
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления;
- развитие полисенсорных способностей детей.
Коррекционные задачи:
- развитие осязательного восприятия;
- развитие и тренировка зрительного внимания;
- развитие слухового восприятия;
- стимуляция зрительно-двигательной активности.
Методические приемы:
- словесная инструкция тифлопедагога;
- словесная регуляция действий детей;
- вопрос – ответ;
- взаимопроверка детьми друг друга.
Оборудование:
- фланелеграф;
- детали цветка для фланелеграфа;
- различные поверхности (мягкая – твердая, гладкая – колючая, теплая – холодная);
- канаты (тонкий и толстый);
- повязки на глаза;
- кусочки фруктов и овощей;
- картинка «Путаница»;
- две пары картинок «Найди отличия»;
- геометрические фигуры на карточках;
- ширма;
- музыкальные инструменты (гармонь, колокольчик, бубен, погремушка);
- контур цветка для раскрашивания по знакам-символам;
- фломастеры.
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы познакомимся с цветиком-пятицветиком и нарисуем его. Он очень красивый и разноцветный.
(Подходим к фланелеграфу.)
- Ой, ребята, посмотрите на наш цветок. По-моему чего-то не хватает? (Да, у него нет лепестков.) Как же нам его нарисовать?
(Около цветка находим письмо.)
Дорогие ребята!
Я вас ждал в гости, вышел встречать на улицу. Вдруг неожиданно поднялся ветер и унес мои лепестки. Он обещал мне их вернуть, если вы выполните задания.
Цветик-пятицветик.
- Поможем цветику-пятицветику? (Да, поможем.)
Основная часть
(Подходим к столу с первым лепестком.)
- Посмотрите, мы нашли первый лепесток. Ведь наш цветок не простой и его лепестки – это пять чувств. Что нарисовано на первом? (Рука.)
- Правильно, а чувство называется – осязание. Что мы можем делать с помощью рук? (Дети отвечают.)
- Перед тем, как выполнить задание, мы сделаем пальчиковую гимнастику, она поможет рукам лучше чувствовать.
Пальчиковая гимнастика (упражнение «Дружба»)
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в «замок»)
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
- Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
- Мы будем сравнивать разные поверхности на ощупь.
(1 пара: мягкий – твердый; 2 пара: тонкий – толстый;
3 пара: гладкий – колючий; 4 пара: холодный – теплый
Дети трогают рукой поверхности и описывают, какие они на ощупь.)
- А что нарисовано на втором лепестке? (Нос.)
- Верно, а чувство называется – обоняние. Для чего нам нужен нос? (Дети отвечают.)
- Чтобы получить следующий лепесток, мы будем определять продукт по запаху. (Завязываем глаза, по запаху отгадываем чеснок, огурец, лук, апельсин.)
- Молодцы, на следующем лепестке нарисован рот, скажите, о каком чувстве
следует вспомнить? (О вкусе.)
- Здесь мы будем пробовать продукты на вкус и называть его. (Банан – сладкий, хлеб с солью – соленый, лимон – кислый.)
- И с этим заданием вы справились.
- Вот еще один лепесток, что на нем изображено? (Глаз.)
- Как же называется чувство? (Зрение.)
- Для чего нам нужно зрение? (Дети отвечают.)
- С помощью зрения мы будем выполнять следующие задания.
1 задание:
- Посмотрите на эту картинку, что перепутал художник? (Дети по очереди называют «нелепицы», изображенные на ней.)
2 вопрос:
- Найди отличия. (Каждому из детей даются две картинки с отличиями. Один отвечает, другой – проверяет, потом – меняемся.)
3 вопрос:
- Сравните геометрические фигуры. (Сравниваем по форме, размеру, цвету.)
- После выполнения этих заданий наши глазки устали, давайте сделаем
зрительную гимнастику:
1. Поморгаем часто (10 секунд).
2. Глазами «нарисуем» геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
3. Теперь закроем глаза и прикроем ладошками.
- Молодцы. Посмотрите, а вот и наш пятый лепесток, что на нем изображено? (Ухо.)
- А чувство называется … (Слух.)
- Для чего нужен слух? (Дети отвечают.)
- Угадайте предметы, звуки которых вы сейчас услышите. (Из-за ширмы слышны звуки: гармони, бубна, погремушки, колокольчика.)
- Молодцы! А теперь мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Откуда звук» (Ребенок с завязанными глазами угадывает, откуда слышен звук колокольчика.)
- Ребята, давайте посчитаем, сколько у нас лепестков? (Пять.) Перечислите все пять чувств. (Осязание, обоняние, вкус, зрение, слух.)
- Мы собрали все лепестки, а теперь раскрасим их по знакам-символам и узнаем, как они располагались на цветке. (Дети раскрашивают цветок фломастерами.)
- Давайте вернем лепестки цветику-пятицветику. Расположите их в том же порядке, как вы раскрасили. (Дети по очереди прикрепляют лепестки и говорят, для чего нужно каждое чувство.)
Заключительная часть
- Спасибо, вам ребята. Скажите, все ли чувства так важны? (Да, все пять чувств очень важны и нужны человеку.)