Мяхузя Алтынбаева
Занятие в старшей группе по сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
Администрации Краснокутского муниципального района
Саратовской области
Конспект занятия
(непосредственно-образовательной деятельности)
«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
(старшая группа 5-6л.)
(конкурс «Воспитатель года»)
Воспитателя
МДОУ «Детский сад №24
«Солнышко» г. Красный Кут
Саратовской области
Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны
2013 год
Публикация «Занятие в старшей группе по сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по сказке «Гуси-лебеди»).
Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.
Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей и формирование представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».
Программное содержание:
1. Образовательная задача: закреплять представления детей о семье.
2. Развивающая: закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, развивать логическое мышление, память
3. Воспитательная: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.
4. Оздоровительная: развитие положительных эмоций.
5. Речевая: продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка-Ёжка»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка», «Дом», противень,
Раздаточный: солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 10 шт., карточки для моделирования;
ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети располагаются полукругом возле воспитателя.
-Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите своё имя. Вот мы и познакомились.
Воспитатель: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:
Герои всех сказок явились ко мне!
Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-
Все творили добро!
Семь гномов волшебных, и славный Иван
Спасают Царевну из западных стран.
Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок
Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!
И просит Емеля, лежа на печи:
-Ты книжку открой, и все сказки прочти!
Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон (о сказках). А какими словами чаще всего начинаются сказки? («В некотором царстве…», «жили-были…» и т. д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.
Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку.
(Дети произносят слова, в тишине раздается тихий плач, и видят сидящую в избушке девочку).
Воспитатель: - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?
(Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)
Девочка рассказывает :
- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ваней, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку.
Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька?
-А кем ей приходиться Ванечка?
- Что же, произошло с ним?
_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.
Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.
(Рассматриваем «следы»)
-Ребята, как вы думаете, чьи это следы? (Детей).
-Как нужно их разложить? (Парами)
Дети выполняют задание.
Вопрос: Ск. пар следов разложили? (5).
(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)
Воспитатель: --Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси—лебеди полетели (Побуждаю детей вести диалог с печью)
Печь: -Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.
- Воспитатель:- Поможем, печке? (Приглашаю детей к столу)
-Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.
Пальчиковая гимнастика о семье.
(Показ и объяснение приема лепки пирожка)
Вопросы детям во время лепки:
- Из чего пекут пирожки?
-А мука из чего получается?
- Кто у вас в семье печет пирожки?
- С какой начинкой вы любите пирожки?
Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите.
Ребята благодарят печь за помощь.
(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)
(Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).
Дети: -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.
Яблоня (в записи) : Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их
(В корзине находим одно яблоко) .
Воспитатель: Яблоко - это фрукт или овощ?
- Из чего может вырасти яблоня (Из семечка)
-А где находиться у яблока семечко (Внутри яблока)
Задание:- Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони. (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)
Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).
-А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки).
Воспитатель: - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод морфологического обследования).
1. Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)
Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)
Вывод: яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)
2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?
-С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твёрдое?
(Дети размещают карточки, обозначающие: руку и символы, обозначающие признаки: гладкий, твёрдый.)
3. Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)
- Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)
( Дети размещают карточки: РОТ—ЛИМОН—КОНФЕТА---СОК.
(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)
Воспитатель: - Что изображено на картине? (Ручей)
В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?
(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)
Вывод: это – водоемы.
Часть 4- 2 минуты
Подходят к молочной реке – кисельные берега.
Воспитатель: -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать как найти дорогу).
Река (аудиозапись)—Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.
Дети: «В родной семье и каша слаще».
«Семья в куче – не страшна и туча»
«Семья сильна – когда над ней крыша одна».
«В дружной семье и в холод тепло»
«Жалей отца с матерью – других не найдёшь»
Река:- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.
(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)
Физминутка.
Часть 5 – 5 минут: Воспитатель:«Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)
Воспитатель:- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга (выходит из избушки) : - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Воспитатель: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.
Ребё нок: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.
Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы).
Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?
Воспитатель предлагает детям объяснить Бабе Яге, что такое семья. Кто живёт в семье,как члены семьи относятся друг к другу (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья»).
Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается) : Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).
Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей? (побуждает детей к сочувствию) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).
Баба Яга (радостно) : –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждУТ.
Воспитатель: Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка»)
Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.
(Возвращаясь из сказки по той же дороге, с детьми подводим итог занятия.)
Воспитатель: Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?
- Вернула бы она Ванечку?
-Какое задание выполнили по просьбе Реки?
- Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят Реку)
- О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)
- Чем мы помогли Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе, сначала помыв руки).
(Машенька благодарит детей за помощь). Все радуются, что семья восстановилась.
Воспитатель: Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,
Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем ей рукой.