Марина Зиннурова
Конспект занятия по сказке «Аленький цветочек»
▼ Скачать + Заказать документы
План-Конспект
беседы – путешествия
по сказке С. Аксакова
«Аленький цветочек»
Возрастная группа: средняя
Выполнила: Зиннурова М. И.
воспитатель МБДОУ № 10
г. Уфа
Тема:
Беседа-путешествие по сказке
С. Аксакова «Аленький цветочек»
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности.
Задачи:
Образовательные:
1. Овладение речью как средством общения.
2. Обогащение активного словаря.
Публикация «Конспект занятия по сказке „Аленький цветочек“» размещена в разделах
- Аксаков С.Т., «Аленький цветочек»
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
5. Развитие речевого творчества.
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
8. Воспитывать милосердие, сострадание
9. Развивать навыки работы в мини-группах.
10. Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
11. Учить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя; составлять план.
12. Познакомить с творчеством русского писателя С. Т. Аксакова.
Развивающие:
1. Развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.
2. Развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
3. Развивать словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Словарная работа:
Продолжать расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных (Аленький, купец, заморский, казна, венец);
Мотивы деятельности для детей:
Игровая: План-карта, ребус, загадки «Цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».
Мотивация общения: поощрение, взаимопомощь детей, беседа, создание развивающей среды, чтение сказки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
Мотивация личной заинтересованности: Разрезные лепестки Аленького цветочка, разрезное слоговое лото.
Индивидуальная работа:
Саша Ф., Александ Б., Жук О. - закреплять навыки составления предложений: по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают по картинкам и демонстрируемым действиям, нарисовать цветок, персонаж из сказки.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: План-карта, Ребус на плакате, шкатулка (внутри пазл-цветок, коробка сюрприз, изображение чудовища в сказке, бумага, краски, кисточки.
Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов – тюльпан, василек, анютины глазки, роза, ирис, гвоздика, следы – задания (найди одежду, найди цветы, соедини слоги, запомни пары фигурок, зарисовать понравившиеся персонажи из сказки.
План
I. Вводная часть:
1).Организационный.
2).Сюрпризный момент.
3).Постановка цели занятия.
1 неделя.
II. Основная часть:
1). Поиск плана-карты, ребус.
2). Игра «Самый внимательный» (поиск темы)
3). Загадки по 3 каждой команде.
4. Физминутка.
2 неделя.
5. Чтение сказки.
6. Игра «Отвечай-ка»
7. Рисование.
3 неделя.
III. Заключительная часть:
1. Оценка деятельности детей и самооценка.
2. Подведение итогов занятия.
4 неделя.
1. Беседа с просмотром слайдов на тему Дома Музея С. Т. Аксакова. Парка им. С. Т. Аксакова. Обобщение всего услышанного материала по творчеству С. Т. Аксакова с просмотром картинок, фотографий.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент.
Звучит музыка появляется сказочница. Дети сидят полукругом.
Сказочница :
Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: А что случилось?
Сказочница : Представляете, прогуливалась по лесу и нашла под деревом мешочек, открыть его не могу, забыла все волшебные слова. Поможете мне.
Воспитатель: Как мы можем помочь? Что нужно делать?
Сказочница : Вам нужно вспомнить волшебные слова
Воспитатель. Поможем, ребята? Вспоминайте.
Ребята: «Сим-салабим», «абракадабра», «ахалай-махалай», «эксперто-паттронум».
II. Основная часть.
Воспитатель.
1. Поиск плана-карты, ребус.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем открыть шкатулку.
Задание №1
2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)
Сказочница : 1 и 2-ой команде – сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.
Сказочница : Что у вас получилось?
Команды: получился у каждой команды «Алый цветочек».
Сказочница : Молодцы! Вы знаете, что есть много различных цветов : это и розы и ромашки и т. д. Но сегодня вы познакомитесь с необычным цветком. Продолжим наше путешествие, но Я вижу, что вы и без меня справитесь, нужна будет помощь, зовите…. (Сказочница уходит)
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь за новыми знаниями по следам.
Идём по мостику, а теперь по тропинке на поляну. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов! Цветы приготовили нам загадки, по ответам мы узнаем, как они называются…
Задание №2
Загадки.
3. ЗАГАДКИ:
1 команда 2 команда
У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке,
Как дозреет солнышко
Будет горстка зернышек (подсолнух)
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок…
(одуванчик)
Длинный тонкий стебелек
Сверху-алый огонек,
Не растенье, а маяк-
Этот ярко-красный (мак)
Желтые, пушистые
Шарики душистые
Их укроет от мороза
В своих веточках… (мимоза)
Белая корзинка-
Золотое донце
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (ромашка)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
- Молодцы! Мы с вами можем идти дальше.
4. Физминутка.
«Выращиваем волшебные цветы»
-Дети сидят на корточках – В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.
-Постепенно поднимаются на ноги – Цветок рос все больше и больше и набирал силу.
-Руки пальцами вместе над головой в виде «Бутона» - Цветок набирает бутон, солнышко согревает его.
-Постепенно раскрывают руки в стороны – И вот бутон -раскрылся и мы увидели красивый цветок!
-Дети наклоняются вперед и делают вдох - Но цветок ВОЛШЕБНЫЙ кто понюхает его и загадает желание, оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется!
-Воспитатель: Молодцы! Опять следы привели нас к цветочкам, которые приготовили для нас сюрприз…
Воспитатель: Правильно – это книга.
Как узнать, о чем эта книга?
Команды: прочитаем ее.
Воспитатель: дети садитесь так, чтобы вам было удобно слушать.
3 неделя
1. Чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».
Воспитатель: Молодцы! Все внимательно слушали! Ребята Чудище не хочет уходить в сказку.
Чудище: Очень мне у вас понравилось, весело, интересно.
Воспитатель: Что же нам делать? Чудище мы отвечаем на твои вопросы и ты уходишь? Хорошо?
Чудище: Хорошо, все равно не ответите. Наблюдал, не все внимательно слушали.
Воспитатель: Вот и проверим.
ЗАДАНИЕ № 1
Игра «Отвечай-ка»
Дети садятся полукругом на стульчики.
Чудище задает вопросы (за правильный ответ дает части цветка, при правильных ответах, собираем волшебный цветок, произносим волшебное заклинание и чудище возвращается в сказку).
Кто главные герои сказки?
Какой был купец?
Что заказала старшая дочь?
А что средняя?
Что попросила у отца младшая?
Какая она была?
А каким было чудовище?
Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?
Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?
Она жалела чудовище?
Зачем она вернулась домой?
III. Заключительная часть по играм.
Чудище: Я не ожидал, что вы так внимательно слушали сказку и ответили на все сложные вопросы.
В награду оставлю вам волшебную шкатулку.
Дети с воспитателем произносят волшебные заклинания. Открывают и достают призы.
Вручение.
Воспитатель:
-Ребята Вам понравилось наше путешествие?
-Что было сложно выполнять?
-Что было самым интересным?
-Еще будем с вами читать волшебные сказки?
-Воспитатель и дети: «Спасибо».
4 неделя.
-Задание по усвоению пройденного материала:
Нарисовать цветок из сказки "Аленький цветочек" не так сложно. Можно нарисовать хотя бы цветок, но обязательно алого (ярко красного цвета). Так как в сказке не упоминается, что именно за цветок был, то можно нарисовать любой цветок.
Примерное изображение рисунка:
Пусть это будет тюльпан, роза или лилия, например, или же цветок необычный, которого нет в природе, но есть в сказке. С таким заданием могут справиться и те, кто не умеет достаточно хорошо рисовать.
5 неделя.
Беседа-повествование с показом
слайдов на тему :
Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова
Вступление:
Младенец, появившийся на свет в Уфе 1 октября (по новому стилю) 1791 года, неплохо знаком и детям XXI столетия - хорошо всем известный и поныне мультфильм режиссера Льва Атаманова снят в 1952-м по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек". Небольшой текст, услышанный "в ребячестве" от ключницы Пелагеи, служившей у его деда Степана Михайловича, автор скромно поместил в качестве приложения к опубликованным за год до его смерти, в 1858 году, "Детским годам Багрова-внука". Со временем приложение зажило собственной жизнью, и большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда.
Большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда. Фото: Аксаковы: Семейная энциклопедия. Большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда. Фото: Аксаковы: Семейная энциклопедия Большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда.
На самом деле Сергей Тимофеевич и фамилия, прославившая не одного его, - это блистательная иллюстрация к разговорам о благе идей Просвещения для российского миросозерцания и о пользе для России дворянского сословия, коего большевики в свое время всерьез и надолго сбросили с парохода современности. Сочинительские труды лишь оттенили главное в Аксакове - смышленый представитель древнего и славного, но далекого от аристократии рода в первой половине позапрошлого века своими трудами и могучим интеллектом оказался способен создать идеальную дворянскую семью с "особой атмосферой взаимной любви и подлинной теплоты".
И совсем не случайно главный его писательский труд именуется "Семейной хроникой", которую критик Юлий Айхенвальд более чем столетие тому назад в "Силуэтах русских писателей" окрестил "одним из самых уютных уголков русской литературы". Фамильный уют и традиции при таком взгляде обретают весьма протяженное во времени значение: "Они были серы, эти необразованные уфимские помещики, но Аксаков убедил нас, что всякая жизнь интересна и что ни одна жизнь не заслуживает смерти". Айхенвальд верно уловил и глубокую погруженность Сергея Тимофеевича в настоящую историю: "Не всякий умеет вспоминать. Аксаков же обладал этим даром всецело. В дневнике его души не изгладились желанные образы родных; они никогда не стали для него чужими и мертвыми. Он не принял смерти, с нею не примирился. Он сумел, в пожилые годы оглянувшись назад, припомнить все детали ушедшего детства, оживить потускневшие лица и воспроизвести тембр отзвучавших голосов. Он воскресил даже и тех, кого сам не видел, о ком только слышал из чужих родственных уст. Это не только память ума, это больше - память сердца".
И эта живительная сила аксаковской личности ярко отражалась во многих деталях его биографии. И весьма символично, что уже в веке нынешнем старинный род усилиями современных летописцев и нынешних представителей фамилии оказался способен не только удержаться в настоящем, но и удержать прошлое, как и завещал самый известный из Аксаковых.
Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова занимает деревянный особняк, построенный в стиле классицизма в середине XVIII века. Он является памятником истории и архитектуры. Располагается в живописном месте старого города на берегу р. Белой. Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова Место где находится музей — является парковой. Напротив музея — красивый парк-сад им. Салавата Юлаева с беседками, мостами. К музею ведет спокойная аллея, прозванная Софьюшкиной — в честь Софьи Александровны Аксаковой. Не далеко от музея находиться сад им. С. Т. Аксакова с прудом и лебедями.
В 1795–1797 гг. в доме проживала семья Сергея Тимофеевича Аксакова.
По его книге «Детские годы Багрова-внука» дом был известен как «родовое гнездо в Уфимской Губернии». До открытия музея в нем размещалась библиотека профсоюза работников просвещения. С конца 1980-х гг. началось восстановление, проходящее под контролем автора архитектурного реставрационного проекта З. М. Хатмуллиной.
Художественно-экспозиционнный проект сделали московские художники-архитекторы Е. Н. Лаврова и B.C. Таукина.
Сбор экспонатов осуществлялся сотрудниками музея Э. Д. Терегуловой и Т. Е. Замятиной. И в 1991 году, который был объявлен международной организации ЮНЕСКО» «годом Аксакова», к 200-летию со дня рождения писателя музей открыл двери для посетителей. Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова Площадь музея 622 кв. м; экспозиционной части — 562 кв. м, фондовых помещений — 30 кв. м, выставочного зала — 73 кв. м. Экспозиция музея располагается в 14 залах.
Музейный фонд насчитывает около 3 тысяч единиц
хранения и в литературном разделе экспозиции представлены материалы, рассказывающие о периоде учёбы С. Т. Аксакова в г. Казани, его театрально-критической деятельности, о творчестве писателя в контексте русской литературы XVIII–XIX веков, его ближайшем окружении.
Здесь можно увидеть мебельный гарнитур из губернаторского дома Г. С. Аксакова.
В литературно-музыкальной гостиной воспроизведен интерьер губернаторского дома второй половины XIX века.
Документальные материалы этого зала связаны с деятельностью сына Сергея Тимофеевича Аксакова — Григория, который в середине 60-х годов был губернатором Уфимской губернии.
В этой же комнате находятся материалы, посвящённые памяти С. Т. Аксакова:
Родословное дерево писателя, чертеж Аксаковского народного дом, фотографии момента освящения его закладки, виды Уфы в 1856 году, герб Уфимской губернии, гравюры и фотографии Уфы XIX–XX вв., рисунки Н. Богатова к сказке. С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
В музее сложился крупный центр по изучению аксаковского наследия. Ежегодно в стенах музея проходит международный Аксаковский праздник, научные конференции (в том числе «Аксаковские чтения», фольклорные праздники, литературно-музыкальные вечера, концерты. В разные годы посетителями музея были такие известные личности, как Мустай Карим, Михаил Пиотровский, Валентин Распутин, Евгения Смольянинова и другие.
Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова Обстановка и атмосфера Мемориального Дома-музея является свидетельством особого положения, среди других «Аксаковских мест», связанных с именем русского писателя XIX века Сергея Тимофеевича Аксакова.
Ежегодно музей совместно с Аксаковским фондом проводит Международный Аксаковский праздник, выставки, научные чтения, камерные концерты классической музыки, литературно-музыкальные вечера современников.
Кроме этого, дети могут побывать в Доме ремесел, который открылся на территории музея в 2008 году, и так же в доме-музее им. С. Т. Аксакова часто проходят выставки современных художников всех творческих людей. Дети увидят здесь портреты Аксакова и его семьи, документы, прижизненные издания книг Аксакова. Гости музея узнают многое о жизни и творчестве писателя, о формировании его особого духовного мира. В стенах музея воссоздан интерьер, свойственный Уфе конца XVIII – начала XIX веков. Кстати, интерьер детских комнат здесь воссоздали именно на основе произведений Аксакова.
Цели и задачи беседы:
2.1. Цель беседы:
- способствовать формированию у детей и подростков интереса к творческому наследию С. Т. Аксакова, русской классической литературе, любви к родному краю.
2.2. Задачи беседы:
- Создать условия для пробуждения у детей и подростков интереса к творчеству С. Т. Аксакова;
- Создать условия для знакомства с детским творчеством посетителей в музее С. Т. Аксакова г. парка г. Уфа имени С. Т. Аксакова;
- Выявление детей, проявляющих способности и одаренность в художественном творчестве;
- Приобщение детей к художественной культуре, историческому и духовному наследию России;
- Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, формирование гражданской позиции.