Лариса Дреганова
Конспект занятия по шахматам для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
2. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по шахматам для дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Добрый день, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем.
Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.
Тот, кто любит маму с папой отправит воздушный поцелуй
Тот, кто ждет на новый год подарков от деда мороза, пусть заглянет под свой стул.
Тот, кто любит лето, пусть 3 раза попрыгает на ногах.
Тот, кто любит молочные ломтики киндер сюрприз похлопает в ладоши.
Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».
Молодцы!
Игра «Назови фигуру»
дети поочередно достают фигуру, называют ее, получают эмблему с изображением этой фигуры и занимают соответствующие места в черной и белой команде
II часть – эстафеты и конкурсы
1. Эстафета «Расставь фигуры»
Вот вам первое задание – эстафета на скорость: бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение (команды на старте, рядом емкости с фигурами белого и черного цвета, участники по очереди берут по одной фигуре, добегают до своей доски и ставят фигуры на свои места).
Гроссмейстеры следят за соблюдением правил расстановки фигур.
2. Игра «Что изменилось?»
Вот вам следующее задание – игра «Что изменилось?» (фигуры на доске в исходном положении, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Задача участников – определить, что изменилось на доске)
По три задания для каждой команды, гроссмейстеры следят за правильностью ответов.
3. Игра «Вопросы от фигур»
ВОПРОСЫ БЕЛОЙ КОМАНДЕ:
1. Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
2. Чей ход всегда первый?
3. Как бьёт (рубит) пешка?
4. Чем конь отличается от всех остальных фигур?
5. Каких фигур больше всего на шахматной доске, сколько их?
6. Как ходит ферзь?
7. Где в начале игры располагаются пешки?
ВОПРОСЫ ЧЕРНОЙ КОМАНДЕ:
1. Между какими фигурами на доске стоит конь?
2. Как ходит пешка?
3. Расскажи правило расположения шахматной доски перед началом игры.
4. Как ходит ладья?
5. Как ходит король?
6. Сколько рядов занимает на шахматной доске построение каждой армии?
7. Каких фигур меньше всего на шахматном поле? Сколько их?
Физкультминутка «Поприветствуй соперника»
Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность. Названные фигуры выходят в круг и жмут друг другу руки: ферзи, пешки, короли, ладьи, слоны, кони…
А теперь прошу:
- пешек – похлопать,
- слонов – потопать,
- коней– попрыгать,
- ладей – повернуться вокруг себя,
- ферзей – дать «пять»,
- королей – обняться.
8. Дидактическая игра «Найди адрес».
У меня в руке задания –домики, на них написаны ориентиры, куда должны дети поставить свою фигуру, н-р на домике силуэт фигуры
белый конь-f3, чёрный конь-c6
белая пешка — f4, чёрная пешка-c5
белый слон –d3, чёрный слон-f6
белая ладья- a5, чёрная ладья- h4
белый король- e2, чёрный король-e7
белый ферзь -d4, чёрный ферзь-d5
Словесная игра «Доскажи словечко».
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два (коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся (слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт (ладья)
Кто сможет подсказать пароль?
Его Величество (король).