Зульфия Равхатовна Мельник
Дидактические игры по шахматам
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра : «Шахматные часы»
Возраст: для детей от 6 до7лет.
Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигуры-цифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков.
Публикация «Дидактические игры по шахматам» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Шахматы, шашки. Дидактические игры и пособия
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2021
Дидактический материал : игровое поле в виде циферблата часов с наклеенными шахматными фигурами белого и черного цвета; значение фигур в группе соответствует времени на циферблате обычных часов.
Правила игры :-ведущий (взрослый или ребенок) выставляет на циферблате стрелки и показывает часы участникам; дети называют шахматные фигуры в группе, на которую указывает стрелка; дети называют время, соответствующее сумме значений шахматных фигур в группе.
Игровые действия: определение времени по часам.
Ход игры.
Ведущий (взрослый) выставляет на циферблате стрелки и демонстрирует часы участникам игры. Участники должны назвать шахматные фигуры в группе, на которую указывает стрелка. После этого участники игры должны назвать время, соответствующее сумме значений шахматных фигур в группе.
Усложнение игры : роль ведущего выполняет ребенок.
Дидактическая игра :
ДИД «Шахматный кубик»
Возраст: для детей от 6 до 7 лет.
Цель: закрепление умения различать и называть шахматные фигуры; развитие внимания, памяти, мышления, активизация речи детей.
Дидактический материал : кубик,на грани которого наклеены изображения шахматных фигур.
Правила игры : дети бросают кубик по очереди, водящий (ребенок, бросивший кубик) должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
Игровое действие: узнавание и называние шахматных фигур.
Ход игры.
Участники игры по очереди подбрасывают кубик. Водящий (ребенок, подбросивший кубик) должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.
Дидактическая игра :
«Шахматный алфавит»
Возраст: для детей от 6 до7 лет.
Цель: закрепление в активном словаре названия шахматных фигур, развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
Дидактический материал : карточки с изображением букв и шахматных фигур.
Правила игры : ведущий показывает карточку с буквой и спрашивает, какая шахматная фигура начинается со звука, который обозначается этой буквой; участник игры отвечает (например, буква «к» – король, «п» – пешка);участник игры подбирает карточку с изображением способствующей шахматной фигуры.
Игровое действие: узнавание букв, подбор слов на заданную букву.
Ход игры
Ведущий показывает участникам игры карточку с буквой. Спрашивает, какая шахматная фигура начинается со звука, который обозначается этой буквой. Участники игры отвечают (например, буква «к» - король и т. д.). Далее участник игры должен подобрать карточку с изображением соответствующей шахматной фигуре.
Дидактическая игра :
«Собери шахматную фигуру»
Возраст: для детей от 6до7лет.
Цель: закрепление представлений детей дошкольного возраста о шахматных фигурах, формирование умения правильно называть их.
Дидактический материал : конверты с карточками, на которых изображены шахматные фигуры, и соответствующие разрезные картинки – 12 комплектов.
Правила игры : в игре может играть от 1 до 12 детей, конверты с комплектами карточек раздаются по количеству игроков, выигрывает тот, кто первым правильно соберёт разрезную картинку и назовёт изображённую шахматную фигуру.
Игровые действия: собирание частей разрезной картинки.
Ход игры. Конверты с комплектами карточек раздаются по количеству игроков или вытягиваются участниками. По команде дети начинают собирать каждый свою разрезную картинку на скорость. Ребёнок, собравший разрезную картинку, называет изображенную шахматную фигуру.
Вариант игры. 12 комплектов одновременно выкладываются на столе. Играет 2 пары детей. Побеждает пара, которая соберёт больше разрезных картинок и правильно назовёт изображенные шахматные фигуры.
Дидактическая игра : «Шахматные пазлы».
Возраст: для детей от 6 до7лет.
Цель: закрепление умения различать шахматные фигуры, называть их; развитие логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.
Дидактический материал : деревянные пазлы (из2частей)с изображением шахматных фигур.
Правила игры : участникам необходимо собрать пазл с изображением шахматной фигуры, отыскав среди предложенных вариантов необходимую часть изображения фигуры. Победу одерживает тот, кто первым справится с заданием.
Игровые действия: играющие, соревнуясь,собирают пазл с изображением шахматной фигуры,подбирая из предложенных вариантов необходимую часть изображения фигуры.
Ход игры.
В игре могут принимать участие неограниченное количество участников. Для каждого игрока предлагаются деревянные пазлы (из 2 частей) с изображением шахматных фигур в количестве 5-6 штук. По команде ведущего игроки подбирают недостающую часть пазла с изображением шахматной фигуры. Победу одерживает тот, кто первым справится с заданием и правильно назовет собранную шахматную фигуру.
Вариант игры. Предложить участникам угадать шахматную фигуру по фрагменту ее изображения на пазле.
Дидактическая игра : «Собери шахматную доску»
Возраст: для детей от 6 до7 лет.
Цель: знакомство воспитанников с шахматной доской; развитие логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.
Дидактический материал : шахматное поле из пустых квадратов, набор черных и белых квадратов.
Правила игры : участникам необходимо собрать шахматную доску, заполняя черные поля и оставляя белые пустыми.
Игровые действия: играющие, соревнуясь, собирают шахматную доску.
Ход игры. В игре могут принимать участие неограниченное количество участников. Для каждого игрока предлагается шахматное поле из пустых квадратов и набор черных и белых квадратов. По команде ведущего участники собирают шахматную доску, чередуя белые им черные квадраты. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Вариант игры.
Предложить участникам по очереди заполнить одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски. Игру можно проводить в виде соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит квадраты на заданные линии.