Мария Гладких
Конспект занятия по росписи дымковской игрушки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дымковская барышня».
Цель:Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни).
Задачи:
-Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры.
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров. развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
-Развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
-Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
Активизировать словарь: дымковская игрушка, мастера, слобода,вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение русских потешек, загадок, чтение стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка.
Оборудование и материал:
У воспитателя: записи русской мелодии «Барыня», иллюстрация дымковской барышни,два готовых образца,фигурка дымковской барышни вырезанная из картона, кисти, краски разного цвета,стакан с водой.
У детей: фигурка дымковской барышни вырезанная из бумаги,салфетки,подставка для кисточки. кисть №4,5,стакан с водой.
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка («Барыня»).
- Ребята, какая весела музыка. Вам она нравиться?
- Это русская народная песня, а называется она «Барыня».
- А это дымковская игрушка, которая тоже называется «Барыня».
- Эта игрушка сделана мастерами из Дымковской слободы
-Дымковская игрушка – одна из самых старинных промыслов России. Родилась эта игрушка на севере нашей страны, в слободе Дымково.
Слободой называют большое село, которое находится рядом с городом. Слобода Дымково находится недалеко от города Кирова на берегу реки Вятки.
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, это село, как будто всё в дымке. Может поэтому село так и назвали Дымково. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковские. Еще ласково эту игрушку называют дымкой.
Воспитатель читает стихотворение:
В селе любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. Жители села Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, собачек, уточек, баранов, козликов, а ребятишки выходили на улицу и свистели в свистульки. Свистом зазывали весну-красну.
Лепят эти веселые игрушки из красной глины,затем игрушку сушат несколько дней, обжигают в печах, белят и только потом расписывают.
- Посмотрите, как расписаны игрушки?
- Назовите, какие цвета преобладают?
- Как вы думаете, почему используются такие цвета?
- Какие цвета используют мастера? (красные, синие, зелёные, желтые, белые, черные).
- Из каких элементов состоят дымковские узоры? (кружочки, кольца, точки, черточки, волнистые линии)
Дымковские игрушки расписывают мастерицы, они похожи на волшебниц, ведь для того, чтобы сделать такую красивую, веселую игрушку, нужен талант.
Физкультминутка «Дымковская игрушка»
- Ребята, давайте немного отдохнем и станцуем с вами русский народный танец (звучит запись русской народной мелодии).
Мы игрушки расписные,
(Руки на поясе, выполняют повороты туловища влево-вправо;
Растирают руками щеки)
Хохотушки вятские-
Щеголихи слободские,
(Приседания с поворотами влево-право)
Кумушки посадские.
(Приседания с поворотами влево-право)
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
(Движения «ковырялочка» завершаемое тремя притопами)
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(Приседания с поворотами влево-вправо)
Воспитатель:-Ребята, в Дымковской слободе скоро будет праздник Свистопляска. Для этого праздника дымковские мастера будут лепить и расписывать свои игрушки. Давайте и мы сегодня тоже распишем игрушки.
-Я вам предлагаю превратиться в дымковских мастеров, пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барышень.
- Но что же это – мастерская закрыта!
-Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 3 вопроса:
- Как называется самобытный вятский народный праздник?
- Почему этот народный промысел называют дымковским?
- Из чего лепят игрушки?
- Мастерская открыта – проходите и приступайте к работе.
- На столах у вас лежат вырезанные из бумаги фигурки дымковских барышень. Чтобы расписать фигурку, давайте ещё раз посмотрим эти элементы на игрушках. Посмотрите, у меня есть две расписанные барышни и я распишу еще одну барышню и покажу вам, как рисовать некоторые элементы Дымковской росписи. Я буду использовать такие элементы как волны, полоски, круги и точки. Берем кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем
( Показать приемы рисования: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга, затем сверху вниз….и т. д.)
Воспитатель:А теперь,подумайте как бы вы хотели украсить свою барышню и приступайте к рисованию.
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
IIIЧасть. Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.
Воспитатель:- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее.
Воспитатель:-О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).А теперь выберем самую яркую барышню.
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы!