Наталья Синягина
«Зима». Конспект занятия по рисованию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы.
Образовательные задачи: закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, белила (гуашь). Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет, характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, умение детей рассматривать работы, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Развивающие задачи: развивать образное восприятие, образные представления, творчество, речь, интерес детей к изобразительной деятельности, развивать мыслительные операции: анализ, сравнение.
Воспитательные задачи: приучать работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Оборудование и материалы: бумага светлого тона (серая, голубая) А4, цветные восковые мелки, белила (гуашь, стаканы с водой, салфетки, кисти для рисования на каждого ребенка. Иллюстративный материал по теме «Зима».
Ход занятия
1. Вводная часть. Беседа по содержанию иллюстративного материала.
– Какое время года изображено на этих картинах?
– Какого цвета на них больше всего?
– Вам нравится зима?
– Чем она вам нравится?
2. Основная часть.
– Мы с вами уже рисовали золотую осень. Сегодня я хочу предложить вам нарисовать зиму. На ваш выбор – вы можете нарисовать разные картины. Кто-то нарисует картину «Зима в городе», кто-то – «Зима в лесу», а кто-то «Зима в поле».
– Вспомните, что вы видели во время прогулки? (Дома, деревья, снег).
Если вы будете рисовать картину «Зима в городе», вспомните форму, расположение домов, их части, что расположено около домов (деревья, кусты, машины и др.) Обратите внимание на соотношение по величине разных предметов (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов).
Располагать на рисунке предметы нужно так, чтобы они не загораживали друг друга. (Растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п)
– А если вы будете рисовать зиму в лесу, что вы нарисуете на своей картине? (Деревья)
– Кто из вас был в лесу?
– Какими вы видели деревья, которые располагались ближе всего к вам? (Они большие.)
– А те, которые были далеко от вас, они какие? (Маленькие).
– Давайте, вспомним, какие части есть у дерева. (Ствол, ветки, листья)
– Есть ли у деревьев листья зимой? (Нет. Они опали осенью.)
–С чего вы начнете рисовать дерево? (Ствол толстый, направлен вверх.)
– Что нарисуете дальше? (От ствола отходят ветки, они направлены вверх и немного в стороны, есть толстые ветки, от них отходят тонкие веточки.)
– Какие растения еще можно встретить в зимнем лесу? (Кустарники.)
– Как мы будем рисовать кустарники? (Много толстых веток, от них отходят ветки потоньше.)
– Послушайте, какое стихотворение о зиме сочинила поэтесса Ольга Высоцкая
Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Деревья и стога.
Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
– Про какую шубу она пишет? (Снег.)
– Да, снег не только укрыл деревья, посмотрите, как интересно он их разукрасил.
– Давайте подумаем, что мы будем изображать цветными мелками? (Дома, машины, деревья и т. д.)
–Кто напомнит, как нужно рисовать цветными мелками? (Контуры следует наносить легкими движениями, чтобы не поцарапать бумагу. Работать следует аккуратно, не сдавливать сильно мелки пальцами, они могут налипать на кожу.)
– Что мы будем изображать белилами? (Снег.)
– Чем мы начнем рисовать сначала? (Мелками.)
– Чтобы зимние картины у нас получились красивыми, аккуратными и интересными давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики по одному).
Мы во двор пошли гулять («идти» по столу указательным и средним пальчиками).
Бабу снежную лепили (имитировать лепку комочков).
Птичек крошками кормили (крошить хлебушек всеми пальчиками).
С горки мы потом катались (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки).
А ещё в снегу валялись (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли (отряхивать ладошки).
Съели суп и спать легли (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щёку)
– А сейчас хорошо подумайте и начните рисовать такую картину, какую хотите. Подумайте, что будете рисовать сначала, а что потом!
Творческая деятельность детей
Индивидуальная помощь детям. Наблюдение за осанкой детей, посадкой.
3. Заключительная часть. Выставка детских работ.
– Кто хочет рассказать о своей картине?
– Какие красивые зимние картины у вас получились. Какие они разные и интересные! Посмотрите, как красиво сочетаются в рисунке цветные восковые мелки и белила!