Ирина Тартабаева
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Матрешка»
Цель:Познакомить детей к декоративно-прикладному искусству через знакомство с игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
- познакомить детей с историей создания русской матрешки;
- вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки;
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки;
- воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование и материалы: белые силуэты матрёшек из фанеры, гуашь, стаканы с водой, влажные салфетки, бумажные салфетки, стаканчики с кисточками, деревянные матрешки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает вырезанные из фанеры матрешки, расскрашеные в разном стиле. Педагог спрашивает нравятся вам матрешки? Ребята,а вы знали что матрешки появились в нашей стране (России) 120 лет назад. Как то раз сто двадцать лет назад из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Тогда русские мастера решили изготовить "Русскую матрешку".С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка - розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде - в сарафане, переднике, с петухом. Наши дети и взрослые сразу очень полюбили матрешку. А вы думаете, почему игрушку назвали именно матрешкой?
Дети. (Ответы)
Воспитатель: Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. В наши дни появились самые разнообразные матрешки- персонажи из русских народных сказок, стали появляться матрешки- мужчины. Матрешки стали отличаться по росписи, размерам, количеством вкладышей (от 8 до 60 шт.). Самые известны три вида матрёшек :
Семёновская матрёшка.
А название Семеновской матрешки произошло от названии города Семёнов. Этот город и есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка.
Особенности росписи матрешки. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губы, очеркивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Когда наводка готова, роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. На всех матрешках на голове красуется красивый платок, который завязан на узелок.
Дети смотрят на образцы матрешек выполненные из фанеры и называют цвета которые берет художник: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Педагог предлагает поиграть с матрёшкой.
Физкультминутка "Нарядные Матрешки"
Дети действуют в соответствии со словами.
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо,
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево).
Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши). Воспитатель рассказывает о Сергиев – Посадской матрешки.
: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Дети называют какие цвета присутствуют в этой росписи:(желтый, красный, синий.)
Воспитатель рассказывает о последней матрешки
Полхов - Майданская матрёшка.
Воспитатель: Вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у Семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Пышные розы, георгины, колокольчики, розаны, ягодки украшают эту матрешку. Форма данной матрешки более вытянутая, голова небольшая.
Как вы думаете ребята, если матрешка была бы живой девочкой,какими по характеру была бы наша Матрешка?
Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?
Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
Воспитатель: Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Она стала русским сувениром. Посмотрите, какие они нарядные и красивые. (Показ). Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Да, они деревянные. Их сначала вытачивают на станке, затем грунтуют крахмалом, расписывают и покрывают лаком. (Показ иллюстраций). Вот как получаются эти яркие и веселые игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть силуэты матрешек. Они не раскрашены, поэтому выглядят не нарядно, не ярко. Хотите сегодня стать мастерами – матрешечниками и украсить силуэты красивым узором?
Дети (Ответы)
Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью).
Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять. Постучали, повертели,
И работать захотели.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Показ с объяснением.
Выполнение работы
Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки! (Приглашаются дети рассмотреть работы).
Кем вы были сегодня на занятии? Какую матрешку мы рассматривали? О каких матрешках вы узнали сегодня на занятии? Как называются матрешки, которых мы рассматривали? Чему вы сегодня научились? Какая матрешка получилась самая веселая? Какая матрешка получилась самая нарядная? У какой матрешки самый яркий сарафан? У какой матрешки самый красивый платочек?