Татьяна Семеняко
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж «Раскопки динозавра». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.
2. Научить новому способу получения изображения – граттажу.
3. Учить детей создавать картину «раскопок динозавра» : рисовать скелет динозавра, его ископаемые окаменелости, используя полученные ранее из литературы и иллюстраций знания и впечатления.
4. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов. Соблюдать технику выполнения рисунка.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж „Раскопки динозавра“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Археолог. Знакомимся с профессией
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Динозавры. Поделки, лепка, рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Рассматривание изображений динозавров на картинках и книжных иллюстрациях. Просмотр мультфильмов и фильмов о динозаврах, например: «Динотопия»; «Баллада о Большом Але» и «Прогулки с динозаврами» производства BBC. Рисование древних животных гуашевыми красками и акварелью. Беседы о динозаврах : их внешний вид, образ жизни, питание, их разнообразие на суше, в воде и воздухе и т. п. Игры с фигурками динозавров.
Беседы о науке палеонтологии, ученых-палеонтологах. Посещение Палеонтологического музея в Москве (по возможности и с родителями).
Материалы и оборудование:
Картон с готовой основой под граттаж, заостренная палочка (можно использовать зубочистку или ручку с пером); старые газеты, которыми можно застелить столы, большие мягкие кисти или салфетки, чтобы убирать лишнюю восковую массу во время работы.
Содержание занятия :
В начале занятия дети сидят полукругом на стульях на ковре.
Педагог обращается к детям:
-Ребята! Сегодня нас снова ждет встреча с динозаврами! Она будет необычной. Хотите отправиться на поиски динозавров?
(Ответы детей обычно положительные.)
После ответов детей читает им стихотворение Е. Аэровой «Динозавры» :
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги.
Чтоб не просто погулять –
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот,-
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд,-
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.
Педагог: Ребята, почему мы не сможем встретить динозавров нигде, кроме музея?
Дети: Потому что динозавры вымерли. Сейчас они не живут.
Педагог: А как же тогда динозавры попали в музей? Может быть, они живут в музее?
Дети отвечают (ответы могут быть разными, оригинальными).
Педагог дает правильный ответ: Конечно, динозавры не живут в музеях. Там они хранятся в виде чучел, скелетов или окаменелостей. В музее можно узнать, как выглядели динозавры, их рост и вес, окраску. Давайте вспомним, какие ученые помогли нам узнать все про динозавров? Как они их нашли и где?
Дети (варианты ответов) : Археологи. Палеонтологи. Они нашли динозавров в земле. Ученые нашли кости динозавров.
(Если дети не ответили, нужно просто подсказать.)
Педагог: Действительно, благодаря ученым – палеонтологам мы с вами теперь знаем, кто такие динозавры. Как вы думаете, дети, у таких ученых интересная работа? Почему?
Дети отвечают.
Постановка игровой задачи:
Педагог: Я думаю, всегда интересно найти что-нибудь такое, чего еще никто не видел! Поэтому сегодня предлагаю вам ненадолго тоже стать учеными-палеонтологами. Согласны?
Дети: Да!
Педагог: Отлично! Давайте представим, что на ваших столах находится площадка для раскопок : вот такой «кусок земли» (показывает подготовленный картон для граттажа, и инструменты (показывает острую палочку и салфетку). С помощью острой палочки вы «найдете» на черном фоне такого динозавра, какого хотите. Но работа эта не только интересная, но и сложная, к ней нужно подготовиться. Давайте встанем перед стульями свободно, никому не мешая и разомнемся.
Физкультминутка «Динозаврики» :
У динозавра есть мурашки
Очень крупные везде:
На лбу, на ушах,
На носу, на животе.
На шее, на локтях.
На коленях и носках.
У динозавра есть чешуйки
Очень разные везде:
На лбу, на ушах,
На носах и животах.
На локтях, коленях, шее.
С ними просто веселее!
(Во время физкультминутки дети дотрагиваются руками до упомянутых частей тела.)
Педагог: Теперь мы размялись и готовы к работе! Проходите к вашим рабочим местам (дети садятся к столам).
Постановка учебной задачи:
Педагог: Ребята, как же «найти» динозавра? Очень просто – его надо процарапать на черном фоне острой палочкой. Это способ изображения называется «граттаж», или по-другому – царапины. Придется придумать, какого динозавра вы хотите найти и процарапать рисунок. Подумайте, ваш динозавр высокий или низкий, какая у него шея, хвост, лапы? Есть ли рога, шипы или когти? Можно нарисовать динозавра как живого, а можно изобразить его скелет. Посмотрите, какого динозавра недавно раскопала я.
Далее показать образец и объяснить технологию :
1. Выделяем главные элементы и второстепенные.
2. Рисуем контуры элементов, нажимая с усилием на палочку так, чтобы проявилось изображение.
3. Процарапываем всю поверхность внутри контура полностью или частично: косыми штрихами, перекрестными, волнистыми.
Если нет вопросов, приступаем к раскопкам!
Примечание: Всем детям не обязательно показывать приемы работы, а только тем, кто в процессе испытывает затруднения. Показ производить лучше на запасном листе, а не на рисунке ребенка.
Итог занятия.
В конце занятия организуется выставка и проводится анализ работ:
Педагог: Ну что ж, наши раскопки подошли к концу, и теперь я приглашаю юных палеонтологов рассказать, что удалось найти, как называются ваши динозавры.
Высказываются 2-3 ребенка, выслушиваются мнения и оценки желающих.
Можно предложить сделать иллюстрированный журнал: «Динозавры».
Использованная литература:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Потапова Е. В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб. -метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
3. Фиона Уотт, Ребекка Гилпин. Динозавры и пираты. Москва, издательство «Росмэн», 2007.
4. Динозавры /пер. с англ. А. Блейз; оформ. дизайн-студии «Дикобраз». – М. : Астрель: АСТ, 2005.
Электронная литература:
1. Е. Аэрова, В Пахомов, А Сметанин. Стихи про динозавров. Htth ://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov