Якунина Анастасия
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель
Якунина Анастасия Дмитриевна
г. Кумертау, 2024 г.
Занятие по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в слова»
Цель: продолжать знакомить детей с тем, что речь, слово является средством общения.
Задачи:
Образовательные:
закрепить с детьми представления о характерных признаках времен года;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в слово“» размещена в разделах
активизировать словарь по теме, подбирать слова-антонимы и слова-синонимы (упражнение в подборе слов,близких по смыслу (слов-приятелей);
Развивающие :
развивать у наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
развивать связную речь;
развивать умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки;
Воспитательные:
воспитывать доброе отношение к окружающему миру.
Оборудование:
предметные картинки признаков времен года;
компьютер, мяч, медали,презентация «Слова-приятели».
Воспитатель: Организационный момент:
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, дети хоть куда. Тогда начнем, друзья.
В. - Ребята, сегодня к нам в гости пришли два друга, Саня и Ваня. (Выставляю картинки). Мальчики дружные ребята, но сегодня чуть не поссорились, потому что не могут определить, какое время года важнее и нужнее, а также не могут назвать приметы времен года. Поэтому я пригласила их к нам в гости. Давайте поможем им. Согласны?
Игра «Назови приметы времен года»
В. - Саня и Ваня знают,что у старика-Годовика 4 дочери и зовут их? (вывешиваю картинки на доску –Зима, Весна, Лето, Осень). А вот и волшебная коробочка, а в ней живут приметы. Берите картинку-примету и вешайте к одной из дочерей. Готовы? (Достаем картинки из коробочки и кладем к соответствующему времени года). Молодцы. Вижу, Саня и Ваня все поняли. 5 мин.
Игра «Назови слова-признаки»
В. - А сейчас давайте расскажем Сане и Ване, какая осень, назовите слова-признаки.
Осень (какая) Теплая,веселая, радостная, цветущая, звонкая.
Солнце (какое) Яркое, жаркое,теплое, круглое, желтое, ласковое.
Листья (какие) Молодые,зеленые, свежие, маленькие.
Ручьи (какие) Звонкие,веселые, звенящие, быстрые, журчащие.
А теперь назовем слова-действия.
Птицы (что делают) Прилетают, строят гнезда, высиживают, кормят.
Снег (что делает) Тает,сверкает на солнце, темнеет, уменьшается. Молодцы! Саня и Ваня улыбаются. 5 мин.
В. - А я предлагаю вам игру с мячом.
3. Блиц-турнир (Игра с мячом)
Найди лишнее слово?Почему? – ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
Как называются птицы,которые осенью улетают, а весной прилетают? (перелетные).
Какой сегодня день недели?
Когда можно кататься на санках?
Назови первые весенние цветы.
Назови одним словом : туфли, сапоги, валенки, кроссовки (обувь).
Найди лишнее слово : Почему?– Саша, Коля, Маша, Егорова.
Назови лишнее: вишня,яблоко, груша, апельсин.
Назови одним словом : самолет, автомобиль, мотоцикл, корабль (транспорт).
Каких птиц называют зимующими?
Назови одним словом : волк,лиса, медведь, белка (дикие животные).
Назови осенние месяцы.
Какие животные меняют шубки осенью? Молодцы. Вижу, Саня и Ваня повеселели. Вы им нравитесь. 5 мин.
4. Физ. минутка
За зимой идет весна. * (Дети идут друг за другом по кругу).
Снова будет не до сна.
За весною будет лето. * (Взявшись за руки идут по кругу).
Не забудем мы про это.
А потом приходит осень. * (Руки на плечи, идут по кругу).
Хоть ее мы и не просим.
А за осенью – зима. * (Опустили руки).
Заморозит всех она. * («Греемся»).5. Нам с вами пришел черед Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,а ты ответишь. («низко»).
Скажу я слово «далеко», аты ответишь. («близко»).
Скажу я слово «потолок», аты ответишь. («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус»,ответишь ты. («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу —ну, отвечай. («конец»).
Словообразование сложных слов
Картинки: аист, сом, волк,лошадь, белка, корова, собака.
- Если у аиста длинные ноги, то он какой?
- Длинноногий аист.
- Если у сома длинные усы,то сом какой?
- Длинноусый сом.
- Если у волка острые зубы,то волк какой?
- Острозубый волк.
- Если у лошади быстрые ноги, то лошадь какая?
- Быстроногая лошадь.
- Если у белки длинный хвост, то белка какая?
- Длиннохвостая белка.
- Если у коровы длинные рога, то корова какая?
- Длиннорогая корова.
- Если у собаки гладкая шерсть, то собака какая?
- Гладкошерстая собака.
В. - А теперь давайте подумаем, кто же из мальчиков прав. Какое время года лучше?**Дети размышляют***Воспитатель подводит итог.
В. - Вот и перевёрнута последняя страница.
В какие игры играли?Закрепляли признаки осени, подбирали слова-признаки и слова-действия. Играли в игру «Четвертый лишний», подбирали слова-приятели. Что вам больше всего понравилось?
- Сегодня вы мне очень понравились.
- Самые внимательные были: …
- Самые сообразительные: …
- Самые дисциплинированные: …
Наше занятие закончилось.