Наталья Муравьева
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Как козел друга искал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию
«Как козел друга искал.»
Воспитатель:
Муравьева Наталья Всеволодна
2015г.
Г. Псков
Цель
Развитие связности, содержательности и выразительности речи и речевого творчества.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Как козел друга искал“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Тип
Речевое развитие
Вид
занятие – игра
Задачи
Оборудование
Образовательные
• Закрепить навыки пересказа с опорой на сигнальные карточки, отражающие последовательность событий
• Расширить и уточнить словарь по теме «Дикие животные»
• Упражнять в умении выделять характерные особенности объекта, правильно словесно их обозначать и находить похожие объекты
• Упражнять в умении выдвигать предположения, формулировать выводы, развивать речь – объяснение, рассуждение
Развивающие
• развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие
• стимулировать стремление к речевому творчеству
Воспитательные
• воспитывать самостоятельнсть и инициативность
• воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки сотрудничества
• воспитывать уважительное отношение к собеседнику
Демонстрационный материал
• магнитная доска и мольберт
• сигнальные карточки (схематические изображения)
Раздаточный материал
• геометрические фигуры (опорные сигналы для создания плана пересказа)
• предметные картинки
• листы А4 с кляксами разной формы
• карточки со словами
• карточки с цифрами
Словарь
Активный
прилагательные рыжая, пушистая,высокий, крутые, точеные
сущ. (названия животных) козел, волк, лиса, сурок, белка, кот,обезьяна
Пассивный
• крынка, млекопитающие
Научно – энциклопедическая подготовка
С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Кринка – расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока.
Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих своих детенышей молоком.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Цепочка слов»
Разминка
«Зашифрованное название».
Педагог: Ребята я вам принесла занимательные картинки. Хотите посмотреть! В начальных буквах зашифровано слово, давайте мы его прочитаем и узнаем, что это за слово. (Воспитатель нечаянно рассыпает картинки).
Педагог: - Ой посмотрите все картинки перепутались, помогите мне, выложите цепочку из слов. Условие: каждое следующее слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее.
(Сок – коза – арбуз – замок – клубника – азбука)
Педагог: Прочитайте слово, которое получилось. «СКАЗКА».
Педагог: Давйте заглянем в наш сундук сказок, нас наверное ждет встреча с интересной сказкой.
Дети заглядывают в сундук, находят там книжку со сказкой.
Педагог: Ребята нас опять приглашают в гости к сказке. Принимаем приглашение?
Дети: «Да».
Воспитатель: «Название у этой сказки странное…»
Дети читают: «Хи… ко…».
Воспитатель: «Наверное оно зашифровано – указаны только первые слоги, попробуйте его расшифровать».
Дети: «Хитрый козел».
Педагог: Теперь мы знаем какая сказка нас пригласила.
Педагог: Рассаживайтесь поудобнее, отправляемся.
Воспитатель: «Эта сказка нам знакома?»
Дети: «Да, мы начинали ее читать».
Воспитатель: «Давйте вспомнимо чем она».
Воспитатель: «Жил у деда козел,
У старого – седой.
Он под печкой сидел,
Пироги с капустой ел.
Захотелось козлу во лесок погулять,
Свою удаль показать.»
Воспитатель: «Друзья, нас оказывается не просто пригласили в гости, нам приготовлены задания на смекалку и находчивость».
«Выложи смысловую дорожку».
Пересказ с опорой на «смысловую дорожку»
Воспитатель: «Вот первое задание: «Выложите смысловую дорожку. Перескажите отрывок с ее помощью».
Давайте поступим так, я буду рассказывать сказку, а вы вкладывать дорожку из геометрических фигур».
Воспитатель:
1 строчка. Жил – был у одного хозяина козел. Хитрый козел.
2 строчка. Лоб высокий, рога крутые, копыта точеные, бородка белая, волнистая. Всем хорош козел, только невезучий.
3 строчка. Обгрызут зайцы яблоню в саду, хозяин козла без обеда оставит. Опрокинет кот крынку с молоком, тоже козлу достается.
4 строчка. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти. Взял сумку, положил в нее сухарик и ушел.
Воспитатель: «Вот какая дорожка получилась. А теперь пересказажите этот отрывок».
2-3 пересказа.
«Подбери «родню» для белки»
подбор объектов сходных по какому – нибудь признаку
«Сочини загадку»
Воспитатель: «Двигаемся дальше. Беритесь за руки. Идет козел лесом, полем, бредет горами и косогорами. Долго ли коротко ли шел. Вышел на лесную опушку. Видит белка сиди и плачет. Совсе одиноко ей».
Воспитатель: «А вот и второе задание для нас: помогите козлу подобрать «родню» для белки
подбор животных сходных по какому – нибудь признаку с белкой».
Дети называют:
Пушистая как кот
Рыжая как лиса
Линяет как заяц
Делает запасы как сурок
Прыгае по деревьям как обезьяна
У белки бельчата, а у волка волчата.
Воспитатель: «Вот оказывается как много похожих на белку животных».
Воспитатель: «Следующее задание: сочините загадку о белке».
Дети : «Пушистая, но не кот,
Рыжая, но не лиса,
Линяет, но не заяц
Запасы делает, на деревьях живет.
Кто это?»
Игра «Хорощо - плохо»
«На что похоже».
Гимнастика пальчиковая и дыхательная
Воспитатель: «Обрадовалась белка, поблагодарила козла и подарила ему зеркальце. Взял козел зеркало, смотрит на него в раздумье : нужная это вещь или нет»
Вот вам следующее задание: постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.
Дети выдвигают предположения.
«Хорошо»
Можно посмотреть на себе и привести сбя в порядок
Если встретишь козу можно подарить ей зеркало
Можно обменять его на что – нибудь
Можно не поднимая головы рассмотреть небо, звезды
Можно пускать солнечные зайчики
Если посмотреть в зеркало можно увидеть кто идет сзади
«Плохо»
Можно разбить и порезаться
Воспитатель: «Решил козел, что нужная это вещь, будет он обращаться с ним аккуратно. Чтобы не разбить и не порезаться».
Воспитатель: «Взял он зеркало и пошел дальше. А солнце к земле клониться, тени от трав такими огромными сделались, что козел стал о них спотыкаться. И что только козлу в эту сумрачную пору не привиделось».
Воспитатель: «Еще одно задание для нас. Посмотрите на
эти карточки и скажите как вы думает, что напугало козла».
детей.
Ответы детей.
Воспитатель: «Козел был храбрый и не испугался. Долго ли, коротко ли шел козел, наступил вечер. Решил козел ночлег поискать. Видит, домик стоит. «Кто бы в домике не жил, а в путешественнику в ночлеге не откажет.» Открыл козел скрипучую дверь, да и обомлел….»
Воспитатель: «Как вы думаете кого увидел козел в доме?»
Предположения детей.
Воспитатель: «Да. Сидит возле печки волк».
Жил был волк,
Серый волк, Из ладошки делают голову волка
Выл да выл серый волк
Дни и ночи напролет
Самон думал, что поет
У-у-у Звукопроизношение вдох- выдох
Песню пел одну и туже
Нет ее на свете хуже
Ухвачу –у-у-у-у!
Укушу –у-у-у! Словопроизношение вдох-выдох
Утащу –у-у-у!
Удушу –у-у-у! и съем.
Воспитатель: «Увидел волк козла и рассмеялся. Как вы думаете почему волк рассмеялся?».
Дети перечисляют:
Обрадовался, что не будет ночью один в доме
Что козел будет для него ужином
Что козел будет сним жить
Воспитатель: «Я только подумал чем бы мне поужинать, а ужин сам ко мне в дом явился. Тут – то козел хоть и тресясь от страха решил перехитрить и напугать волка волка».
Воспитатель: «Помогите козлу, придумайте как ему напугать волка».
Дети :
Сказать, что за дверью стоит хозяин с ружьем
Сказать, что козел худой пусть жирок нагуляет
Кинуть волку сухарить пока он его будет грызть, убежать
Воспитатель: «Молодцы. Послушайте, что придумал козел. Достал козел зеркало, смотрит в него, и так повернет и эдак.
-Что ты там рассматриваешь,- спрашивает волк.
- Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь.
- А ну покажи, что у тебя за родитель.
Волк взял зеркало, посмотрел в него и увидел …
Воспитатель: «Кого увидел волк?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Никогда бы не подумал, что у волков могут быть такие дети. Чтоже ты мне раньше не сказал. Что ты мой родственник. А ведь я тебя мог съесть. Вот так и принял волк козла за брата. А козел рад – радешенек, что сам волк у него в родственниках.»
Воспитатель: «Стали они жить поживать и добра наживать. Вот сказка и к концу подошла. Все задания мы выполнили, пора нам из гостей возвращаться.».
Итог.
Воспитатель : «Вот и закончилась сказка. Ведь недаром говориться: «Не хвались, что силен, а хвались, что умен.»
Воспитатель: «Козел оказался не просто хитрым, а еще каким?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Никогда не опускай те руки, из любой самой тяжелой ситуации всегда можно найти выход.»