Наталья Бикметова
Конспект занятия по речевому развитию «Маша и ее друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА:
«Маша и ее друзья»
Образовательная область: «Речевое развитие».
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:
1) организационно-методическая информация
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей
3) дальнейшая разработка темы
III. Список литературы
IV. Приложение
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Маша и ее друзья“» размещена в разделах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные
дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему
миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического
творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной
силой и красотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка,
т. к. черпает материал для детей из разных источников. Первое знакомство
ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят
из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме,
однако таят в себе немалые жанровые богатства.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую
область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых,
включающую целую систему поэтических жанров фольклора.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1.1 Доминирующая образовательная область Развитие речи Согласно ФГОС ДО
1.2 Вид деятельности детей Двигательная, речевая, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкально-художественная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Маша и ее друзья».
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Практические:.
Наглядные:
Макет избы. Колокольчик. Сундучок. Карточки с загадками.
Игрушки: кукла Маша в русском национальном костюме, кот, собака, курица., движения и проговаривание слов физ. минутки;
Словесные: Заучивание потешки, повторение ранее выученных потешек, беседа, диалог, загадывание загадок.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Первая младшая группа №2 (2 – 3 года)
5. Цель: Формирование знаний у детей о русском народном творчестве – потешке, средствами дидактической игры.
6. Задачи:
6.1 1. Познакомить детей с русской народной потешкой «Наша-то хозяюшка…» У детей сформировано умение разгадывать простейшие загадки о знакомых животных.
2. Формировать умение детей повторять несложные фразы вместе с воспитателем. Дети умеют отвечать на поставленные вопросы по прослушанному тексту. Повторяют несложные фразы вместе с воспитателем.
3. Активизировать словарь.
6.2 Развивать память, усидчивость, внимание Дети умеют спокойно сидеть на стульчиках во время занятия, отвечают на вопросы воспитателя, ведут диалог с педагогом.
6.3 Воспитывать интерес к малым фольклорным формам. Дети внимательно слушают текст, активно отвечают на заданные вопросы. Проявляют любовь к своим друзьям, домашним животным.
7. Планируемые результаты:
7.1 Ребенок не говорит Предложить показать на игрушках.
7.2 Проявляют интерес к прослушиванию потешек.
7.3 Умеют внимательно слушать и отвечать на поставленный вопрос.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Макет избы.
Колокольчик.
Сундучок.
Карточки с загадками.
Игрушки: кукла Маша в русском национальном костюме, кот, собака, курица.
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Чтение и разучивание потешек, отгадывание загадок про домашних животных
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
Воспитатель привлекает внимание детей звоном колокольчика и предлагает погулять.
Воспитатель:
Колокольчик поет,
Всех ребяток зовет
Погулять по дорожке,
Поразмять свои ножки
Дети выстраиваются за воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом.
Большие ноги
Идут по дороге:
Топ-топ-топ!
Маленькие ножки
Бегут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) С помощью игрового приема воспитатель определяет для детей тему деятельности.
Активизирует творческое воображение детей, их внимание, прозвенев в колокольчик. Дети отправляются в путешествие по дорожке, видят избу и куклу Машу. Маша задает вопросы: «Кто такие друзья? Есть ли у детей друзья? Хотят ли дети узнать какие друзья у Маши?»
Воспитатель (указывает на макет избы)
Вот стоит красивый дом
С резным окошком и крыльцом.
Кто хозяин в доме том?
Кукла Маша живет в нем.
Выставляет куклу, говорит за нее.
Маша:
Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы зашли ко мне в гости! Я живу в этом доме не одна: у меня есть друзья! А вы знаете кто такие друзья? (Ответы детей)
Друзьями называют тех, кого любишь, кого рад видеть, с кем играешь, по кому скучаешь.
А у вас есть друзья? (Ответы детей)
1.2 Мотивация деятельности детей Чтобы узнать какие друзья есть у Маши, необходимо угадать загадки.
Маша:
Хотите познакомиться с моими друзьями? (Ответы детей)
В этом сундучке (показывает) живут загадки про моих друзей. Чтобы с ними по-знакомиться, нужно отгадать загадки.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель предлагает детям отгадать загадки куклы Маши?
Воспитатель:
Отгадаем загадки куклы Маши?
Дети соглашаются. Воспитатель достает из сундучка карточку с загадкой, читает.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Дети отгадывают загадки о друзьях Маши, рассказывают выученные ранее потешки о собаке, кошке, курочке.
Воспитатель:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
После правильного ответа («кошка», «кот») звенит колокольчиком, выставляет соответствующую игрушку.
Воспитатель:
Как кота можно назвать ласково? (котик)
Верно (Читает вместе с детьми потешку).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые!
Достает из сундучка карточку с загадкой, читает
Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом. Кто это?
После правильного ответа («собака») звенит колокольчиком, выставляет соот-ветствующую игрушку
Воспитатель:
Как собаку можно назвать ласково? (Собачка)
Верно. (Читает вместе с детьми потешку).
Баю-баю-баю-бай
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа не скули,
Нашу детку не буди.
Нашей деточке не спится,
Наша деточка боится.
Ты,собаченька не лай,
Нашу детку не пугай.
Достает из сундучка карточку с загадкой, читает
Зернышки она клюет.
Яйца вкусные несет.
Слышно на всю улицу,
Как кудахчет …
После правильного ответа («курица») звенит колокольчиком, выставляет соот-ветствующую игрушку
Воспитатель:
Как курицу можно назвать ласково? (Курочка) Верно.
Читает вместе с детьми потешку).
Курочка – пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель читает детям новую потешку.
Воспитатель:
Вот какие друзья есть у куклы Маши. Они живут весело, дружно, и каждый их них занят работой. (Читает потешку)
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет языком,
По столу котище
Лапою скребет,
Половичку курочка
Веничком метет.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Дети отвечают на обобщающие вопросы воспитателя. Затем дети повторяют потешку вместе в воспитателем.
Воспитатель:
Вот какие помощники живут вместе с Машей. Что делает собачка? А что кот? А как помогает Маше курочка? (ответы детей)
Понравилась вам потешка? (Ответы детей) Давайте повторим ее все вместе.
Затем дети повторяют потешку вместе в воспитателем.
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет языком,
По столу котище
Лапою скребет,
Половичку курочка
Веничком метет.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель объявляет детям, что пришло время прощаться с куклой Машей и ее друзьями. Дети вместе с воспитателем «отправляются к себе в группу».
Воспитатель:
Пришло время прощаться с куклой Машей и ее друзьями. Отправляемся к себе в группу. (Звенит колокольчик).
Колокольчик поет,
Всех ребяток зовет.
Ведь пришла пора расстаться,
Надо в садик возвращаться.
Дети выстраиваются за воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом.
Большие ноги идут по дороге:
Топ-топ-топ!
Маленькие ножки
Бегут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Скажите, где мы были сегодня?
- С кем познакомились?
- Скажите, что же нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось во время прогулки?
- Какое у вас сейчас настроение?
(Ответы детей)
Сюрпризный момент: угощение от куклы Маши (конфеты).
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Чтение художественной литературы Повторение ранее выученных потешек, ознакомление с новыми Выполняется в детском саду
Примечание: Время занятия было распределено рационально, в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями и возрастными особенностями детей. Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей. Деятельность детей носит познавательно - развивающий характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Колокольчик поет,
Всех ребяток зовет
Погулять по дорожке,
Поразмять свои ножки
Колокольчик поет,
Всех ребяток зовет.
Ведь пришла пора расстаться,
Надо в садик возвращаться.
Физминутка
Большие ноги
Идут по дороге:
Топ-топ-топ!
Маленькие ножки
Бегут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Вот стоит красивый дом
С резным окошком и крыльцом.
Кто хозяин в доме том?
Кукла Маша живет в нем
Загадки
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом. Кто это?
Зернышки она клюет.
Яйца вкусные несет.
Слышно на всю улицу,
Как кудахчет …
Потешки
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые!
Баю-баю-баю-бай
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа не скули,
Нашу детку не буди.
Нашей деточке не спится,
Наша деточка боится.
Ты,собаченька не лай,
Нашу детку не пугай.
Курочка – пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет языком,
По столу котище
Лапою скребет,
Половичку курочка
Веничком метет.