Пилипенко
«Путешествие в космос». Конспект занятия по речевому развитию с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие в космос»
с использованием ИКТ
Цель: формировать умение использовать поставленный звук [ Р] в свободной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторение и закрепление артикуляции звука Р;
2. Формирование практических умений и навыков пользования речью;
3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.
Развивающие:
1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, и стихах;
2. Развитие фонематического слуха и восприятия;
3. Развитие диалогической речи на основе общения с воспитателем в процессе работы;
4. Развитие зрительного внимания и восприятия;
5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
6. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь;
2. Воспитание внимания к собственной речи;
3. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, кто такие авиаторы, космические планеты/
2. Разучивание с детьми стихов.
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Оборудование: Стульчики, зеркала, аудиозапись, презентация.
Ход занятия
Организационный момент: Звучит “космическая” музыка.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята, я – астроном. Я изучаю звезды, и космические планеты. Слайд 2
Астроном наморщил лоб,
Астроном – ученый.
Он на звезды в телескоп
Смотрит ночью темной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
Воспитатель:
- Ребята, а вы как думаете, есть люди на других планетах или нет?
/ответы детей/
- Хотели бы вы отправиться в космос и узнать точный ответ на этот вопрос?
/дети: – Да! /
- А на чем мы полетим в космос?
/дети: — На ракете! /
- Какой первый звук в слове РАКЕТА? Слайд 3
- А есть этот звук в слове АСТРАНОМ? Слайд 4
- А в слове СКАФАНДР? Слайд 5
/ответы детей/
Воспитатель:
- В словах, связанных с темой «Космос» очень часто встречается звук Р — этот звук самый сложный в произнесении. Чтобы наш язычок произносил четко и правильно все звуки, так как мы отправляемся в космос, что перед вылетом нам нужно сделать?
/ответы детей/
«ЗАВЕДЕМ МОТОР РАКЕТЫ» /р-р-р-…/
/Звучит аудиозапись заведеннного двигателя/
- Помогать передвигаться по Вселенной нам сегодня будет волшебный экран.
- Давайте наденем скафандр и отправимся в полет.
/Дети произносят слова стихотворения и имитируют одевание скафандра /
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
Воспитатель:
- Наш экипаж к полету готов. Проверим, все ли системы космического корабля работают.
Фонетическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо Дети произносят «ш-ш-ш…»
Открываем и закрываем люки А-а, А-а, А-а…/дети произносят звук А низким и высоким голосом/
Проверяем радио Дети произносят короткие и острые звуки У в разных регистрах. Воспитатель показывает высоту голоса рукой
Включаем двигатель Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью
Воспитатель:
- Внимание! Внимание! Отправляемся в полет!
/Звучит еле слышно мелодичная «космическая музыка» / Слайд 6
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. Слайд 7
А вот и первая планета Меркурий. Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты! /дети произносят слово МЕРКУРИЙ/ Слайд 8
- Посмотрите, на планете нас встречает инопланетянин. Давайте у него спросим, есть люди на планете Меркурий или нет. Скажи, пожалуйста, живут люди в космосе или нет? Слайд 9
Инопланетянин: /голос за кадром /
- Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос вам нужно облететь все планеты солнечной системы и выполнить все задания, которые вы найдете,
Задание №1: Отгадайте загадки. Слайд 10, 11, 12
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
/ракета/
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …/астроном/
3. Он вернулся из полета,
Ведь летать – его работа.
Всех, кто в воздухе,
Ребята, называют …/авиатор/
/Дети произносят отгадку, а волшебный экран показывает им – правильно они ответили или нет/
Воспитатель:
- Отправляемся дальше! /звучит музыка/ Слайд 13
- Мы приближаемся к удивительной планете, которая называется Венера. Она сплошь затянута облаками. Здесь настолько жарко, что можно испечь пироги за две минуты. Давайте произнесем это слово и запомним его. /Дети произносят слово ВЕНЕРА/
Задание №3: «Скажи наоборот»
Враг – друг
Зло — …
Вражда — …
Печаль — …
Ярко — …
Улетать — …
Воспитатель:
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше! /звучит музыка/ - Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда давайте произнесем ее название и запомним его. Слайд 14
/дети произносят слово МАРС/
Физкультминутка
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп. Движения выполняются по содержанию текста
Мы глазами – миг-миг Руки на поясе, моргаем глазами
Мы плечами – чик-чик Руки на поясе, плечи вверх-вниз
Раз – сюда, два – туда, Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч. Движения выполняются по содержанию текста
Раз-два, раз-два,
Дальше нам лететь пора! Стоят на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.
Воспитатель:
- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими планетами. /Дети занимают свои места, тихо звучит космическая музыка/ Слайд15
Из центра управления получен сигнал: Приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание №4: Поменяйте первый звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.
Хобот – робот
Танец — …
Забота — …
Мычать — …
Пугать — …
Макеты — …
Воспитатель:
- Из центра получено сообщение, что угроза миновала, и теперь пора нам отправляться дальше! /звучит космическая музыка/ Слайд 16
- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его. /Дети произносят слово САТУРН, /
Задание №5: Нужно выучить стихотворение.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо — Его окружает большое кольцо.
/ Сначала воспитатель произносит стихотворение, затем вместе с детьми, а затем, дети произносят его самостоятельно/
Воспитатель:
- Отправляемся в полет! /звучит космическая музыка/ Впереди нас ждет планета Уран. Она находится далеко от солнца и на ней очень холодно. Произнесите это слово и постарайтесь запомнить. А вот и она! Слайд 17
Задание №6: Дидактическая игра «Доскажи словечко». Слайд 18, 19, 20
Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная (луна)
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски (космонавт)
Космонавт сидит в ракете
Вспоминая все на свете-
На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
Воспитатель:
- Ребята, нам нужно спешить, осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. /Дети продолжают полет, звучит космическая музыка/ Слайд 21
- Эти планеты, так же, как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть посылаем им запрос: Есть ли люди на ваших планетах?
/воспитатель посылает запрос/
- Пришел ответ, но его надо расшифровать!
Задание №6: Дидактическая игра «Составь предложение» Слайд26
1. Вокруг, вращаются, Солнце, планета.
2. Люди, Земля, планета, на, живут.
3. Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
/Дети расшифровывают сообщение с планет Нептун и Плутон/
Воспитатель:
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
/Дети отвечают – Земля! Звучит космическая музыка / Слайд 23
Воспитатель:
- Ребята, мы так и не получили ответ на наш вопрос: живут люди в космосе или нет?
А вы как думаете? /Ответы детей/
-Где можно еще получить ответ на этот вопрос? /Ответы детей/
Рефлексия (итог)
-Понравилось ли вам путешествие в космос?
-Сложно или легко вам было выполнять задания?
Молодцы, вы справились со всеми трудностями в путешествии и очень много знаете о космосе. Возможно, кто-то из вас захочет стать космонавтом, чтобы узнать тайны планет.
Сюрпризный момент: / Дети получают значки космонавтов /