Пастухова Надежда
Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
– Летом 6 июня родился русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Еще в раннем детстве маленькому Саше напевала песни, рассказывала сказки и необычные истории его любимая няня – Арина Родионовна. В ее сказках добрые персонажи воевали со злыми, злые были сильными, ловкими, и добрым приходилось трудно, но в конце концов добро побеждало зло. Став взрослым А. С. Пушкин продолжал собирать и записывать народные сказки, а затем и сам создал свои чудесные произведения. Назовите сказки, которые он написал.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Основная часть:
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие по этим сказкам. А поможет нам войти в сказку волшебная Синяя птица.
Дети берутся за руки, идут вереницей друг за другом по группе.
Воспитатель:
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей.
В гости к Пушкину придем,
Много сказок там найдем.
Дети попадают в первую сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» и воспитатель загадывает загадку:
Жадность и гордыня
Бабку повели
И к корыту старому
Бабку привели.
Воспитатель:
– Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку?
(Три раза).
– Что попросила бабка у золотой рыбки?
(Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть, сплести невод (большую рыболовную сеть) и вместо деда выловить сначала тину, потом – траву морскую, а в третий раз – золотую рыбку.
Одна половина детей, взявшись за руки, образуют невод (шеренгу, который забрасывается в море, а другая половина изображает последовательно тину, траву и золотую рыбку.
Воспитатель во время игры произносит слова:
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
Показывают рыбку.
Логоритмическая игра «Золотая рыбка».
Золотая рыбка чешуё й сверкает: (Дети ритмично похлопывают по телу сверху вниз).
Ах – ах – ах, ах – ах – ах! (Ритмично покачивают).
Хвост, как из вуали, нежно распускает (Руками за спиной).
Так – так – так, так – так – так. (Изображают хвост).
Машет плавниками, еле шевелит. (Вытягивают руки по бокам).
Не спит, не спит, не спит. (Ритмично ими шевелят).
В водорослях спрятаться поскорей спешит. (Поднимают руки вверх).
Спешит, спешит, спешит. (Ритмично покачивают ими).
Воспитатель: Путешествие по сказкам продолжается, и мы попадаем в следующую сказку («Сказку о царе Салтане…»).
Воспитатель загадывает загадку:
Повстречался сын с отцом.
Выстроил для белки дом.
В лебедь белую влюбился,
На красавице женился.
Воспитатель: Как звали трех девиц – вредителей, из – за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном?
(Повариха, ткачиха, баба Бабариха.)
– Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона?
(Тридцать три богатыря.)
– Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь?
(Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками; тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.)
– Назовите любимую песню белочки.
(«Во саду ли, в огороде девица гуляла,
Невеличка, круглоличка, Румяное личко».)
– Вспомните, в кого превращался князь Гвидон, когда пытался на корабле добраться до царя Салтана.
(Комара, муху, шмеля.)
Дети вместе с Синей птицей перемещаются в третью сказку – («Сказку о мертвой царевне»).
Воспитатель загадывает загадку:
Странное зеркальце
В сказке той было.
С царицей недоброй
Оно говорило.
Воспитатель:
– Как звали жениха царевны?
(Королевич Елисей.)
– К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты?
(К солнцу, месяцу, ветру.)
Воспитатель: Я раздам вам по «волшебному зеркальцу», а вы изобразите гордую, своенравную и ревнивую царицу, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним:
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Воспитатель: Как злая царица расправилась с царевной?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы превратимся в королевичей, «оседлаем коней», и в роли королевича Елисея отправимся искать царевну.
Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки :
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет…
– Дети, а сейчас мы перемещаемся в четвертую сказку («Сказку о золотом петушке»).
Воспитатель:
Петушок царю помог.
Слово царь сдержать не мог,
Вот поэтому и умер –
В темя клюнул петушок.
– Кто подарил царю золотого петушка?
(Мудрец.)
– Что обещал мудрецу за петушка царь?
(«Волю первую твою я исполню, как мою».)
Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царю об опасности.
-Кири – ку – ку.
Царствуй, лежа на боку!
Воспитатель: Путешествие по сказкам продолжается, и мы попадаем в пятую сказку – («Сказку о попе и о работнике его Болде»).
Воспитатель:
В сказке поп и попадья,
Даже черти в море.
С ними за оброк Болда
С зайцем вместе спорит.
– Кого выдал бесенку Балда за меньшего брата?
(Зайца.)
– Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)
– Каких трех работников заменял Балда?
(Повара, плотника, конюха.)
Итоговая беседа:
Понравилось ли вам путешествие?
В каких сказках мы сегодня побывали?
Чем вам нравятся сказки А. С. Пушкина?
Что нового вы сегодня узнали? Что расскажите родителям дома?