Елена Каменщикова
Конспект занятия по развитию воображения «Приключения с газетой» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представленное занятие является одним из цикла занятий по программе «Путешествие в Вообразилию», и проводиться во второй половине года, когда дети уже знакомы с приемам ТРИЗ, умеют поддержать диалог.
Цель: развитие воображения детей посредством приемов ТРИЗ, используя нестандартный материал (газета).
Задачи:
- формировать потребность в творческом самовыражении;
Публикация «Конспект занятия по развитию воображения „Приключения с газетой“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
- способствовать развитию речи, творческого мышления, познавательного интереса детей; умения исследовать и открывать новое;
- развивать у детей способность взаимодействовать друг с другом, понимать чувства и потребности других людей
- учить детей решать противоречия; развивать диалектику мышления;
- развивать умение формулировать и строить гипотезы.
Участники: дети старшего дошкольного возраста 7-8 человек, педагог-психолог.
Время проведения: 25-30 минут.
Методы и приемы:
• «Противоречия» (ТРИЗ). Цель игры - показать детям, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие стороны и плохие. Проводиться в форме дискуссии.
• «Фанбука» (фантастическая азбука) или техника "фантастических гипотез" (Д. Родари) – детям предлагается ответить на вопрос: «Что было бы, если …».
• «Бином фантазии» (Д. Родари) - комбинаторный прием фантазирования, при котором берутся два слова, не связанные друг с другом. Необходимо из них создать целое, в котором оба могли бы существовать.
Оборудование: старые газеты (много, цветные карандаши, фломастеры, клей, ватман, степлер, маркерная доска с маркерами, музыкальное сопровождение.
Перед занятием психолог везде в кабинете раскладывает газеты, прикрепляет их на шторы, стены.
Темп деятельности зависит от характера детской группы и количества участников, поэтому возможно какие-то упражнения исключать.
1. Приветствие «Повтори движение».
Цель: установление контакта. Создание положительного настроения на занятие.
Дети сидят в кругу с педагогом. Каждый приветствует группу: «Привет, я - Саша» и показывает какое-нибудь движение, все остальные повторяют его и отвечают: «Привет». И так каждый член группы.
2. Беседа «Приемы использования газеты : обычные и необычные».
Цель: развитие познавательного интереса, поисковой деятельности.
«Что необычного сегодня вы видите вокруг? (газеты) Для чего нужна газета? Как её можно использовать, применять? Какое необычное применение газеты вы знаете, придумайте?»
( варианты: читать, узнавать новости, делать поделки, заворачивать что-нибудь, рвать, мять, кидать скомканную газету, делать кулечек и что-то переносить, бить мух, оклеивать стены, делать домики и норки, использовать как скатерть, делать одежду, снег (салют) из газеты и т. д.)
3. Упражнение «Что это было, повтори».
Цель: развитие слухового анализатора.
Психолог просит детей с закрытыми глазами на слух определить: какое действие он сделал с газетой, а потом повторить его. «Сейчас я заставлю газету издавать разные звуки, вы должны определить, что я делаю» ( варианты действий: смять, порвать резко и медленно, ударить рукой по газете, свернуть в трубочку и стукнуть по стене, встряхнуть и т. д.)
4. «Под аккомпанемент газеты».
Цель: повышение эмоционального и энергетического тонуса, развитие умения контролировать свое тело, развитие чувства ритма, умения согласованно выполнять движения.
Каждый ребенок берет себе лист газеты и встает ногами на него.
«Походите по газете так, чтобы было слышно (не слышно). Повторите ритм, который я простучу ногами». Важно добиться одновременного отстукивания ритма всей группой.
5. Конкурс «Кто дольше простоит».
Цель: развитие координации движений, активизация группы, повышение эмоционального тонуса, развитие произвольности.
«А теперь сверните ее пополам и встаньте на нее, нужно устоять 10 сек. Затем сверните еще пополам и снова стойте 10 сек». И т. д., пока возможно устоять. Определяется победитель.
6. Упражнение «Бином фантазии».
Цель: развитие воображения.
Как можно связать друг с другом два предмета (или слова) : газету и яблоко? Объедините их (в газете написали о большом урожае яблок, яблоко завернуть в газету, на газете разделить яблоко).
7. Игра «Противоречия»
Цель: развитие кругозора, активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации. «Газета – это хорошо или плохо?»
(ответы детей).
8. Рисование «Загадочные знаки - закорючки».
Цель: развитие воображения, умения видеть образ в абстрактных линиях.
На доске нарисованы различные абстрактные фигуры и линии: круг, зигзаг, крест, W, треугольник, капля и др.
«Мне в руки попалась одна газета, где были необычные знаки, которые я не могу расшифровать. Дорисуйте, превратите их какой-нибудь образ, предмет».
9. «Творческая мастерская».
Цель: развитие воображения, умения увидеть в неопределенном кусочке газеты образ.
«Сейчас, с закрытыми глазами оторвите кусочек газеты. Посмотрите на него внимательно: на что он похож, покрутите его, не торопитесь. Когда придумаете образ, прикрепите его к листу ватмана. Можно дорисовать детали, которых не хватает в вашем образе».
10. «Групповая картина».
Цель: развитие сотрудничества, уважения друг к другу.
Предлагается рассмотреть общую картину после того, как каждый участник закончил свой образ. Дать название картине.
11. Прощание.
Цель: завершение. Рефлексия.
«Что необычного было сегодня для тебя? Что запомнилось? И др.»
Спасибо за участие!