Елена Претцер
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Составление рассказа по картине В. Г. Перова «Рыболов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие умения составлять сюжетный рассказ по картине.
Детская цель: получить звание знатоков изобразительного искусства.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение детей рассматривать картину, умение правильно отвечать на вопросы;
- формировать грамматически правильную речь, активизировать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
- развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;
- развивать монологическую речь детей через формирование умения связно и последовательно описывать изображение;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рыболовство, рыбак
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес детей к живописи.
Методические приёмы: сюрпризный момент, вопросы, наглядный материал, аудиозапись, физминутка
Оборудование: портрет В. Г. Перова, репродукция его картины «Рыболов», кукла – «Елизавета Карповна – искусствовед Третьяковской галереи», копия репродукции картины «Рыболов» К. Н. Чаптыкова, предметы к д/и «Выбери нужное», ватман с обозначенными частями рассказа, картинки-символы или маркеры для рисования этих символов.
Предварительная работа: знакомство с творчеством В. Г. Перова и его работами, рассматривание и составление описательных рассказов по картине, речевые игры, наблюдения в природе.
Ход занятия:
Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Воспитатель вместе с детьми:
Давай с тобой обнимемся,
И над Землёй поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем Солнышком одним! Проговаривают считалку, обнимаются. Условия для взаимодействия детей друг с другом.
Портрет В. Г. Перова, репродукция его картины «Рыболов». Муз. фрагмент «Утро» из сюиты Грига «Пер Гюнт» В. : - Сегодня я приглашаю вас вновь посетить нашу выставку одной картины в картинной галерее, а заодно вспомнить и поговорить о произведении изобразительного искусства, которое мы с вами рассматривали, изучали.
В. : А кто мне подскажет, что это за место такое «картинная галерея»?
Д. : Картинная галерея - это музей, в котором хранятся картины, живопись.
Сегодня мы о ней как раз и поговорим.
- Что же это за вид искусства?
- Кто пишет картины?
- Да, картины, написанные художником - это живое письмо. Художники не рисуют, а пишут картины, оттого они и получаются как живые, получается живопись. Вспоминают и называют художника, его картины. Вспоминают название картины, её особенности (что хотел сказать художник в своём произведении, чем нравится детям). Условия для стимулирования речевой активности
Кукла-искусствовед – Елизавета Карповна В: - Ребята, к нам в детский сад приехала одна очень известная дама – искусствовед Третьяковской галереи – Елизавета Карповна. Ей очень хочется узнать, знаете ли вы что такое Третьяковская галерея, где она находится? А ещё Елизавета Карповна интересуется: правда ли то, что мы с вами знакомимся с произведениями изобразительного искусства и уже можем многое рассказать о них? Для нас она приготовила вопросы-задания, выполнив которые мы сможем получить звания «Знатоков изобразительного искусства». Дети обращают внимание на куклу, рассматривают её. Отвечают на вопросы.
Предлагают кукле рассказать о картине Перова «Рыболов». Условия для развития самостоятельности и инициативы.
В. : Прежде, чем мы начнем работу, давайте немного поиграем словами:
«Упр. на отработку падежных окончаний существительных:
В: ребята, я начну, а вы дополните моё высказывание про картину. Готовы?
Что мы рассматривали? (картину)
На выставке не было нужной (картины)
Мы любуемся (картиной)
Мы составляем рассказ по (картине)
Нам очень нравится (картина)
На стене висят (картины)
Мы откроем выставку (картин). Отвечают на вопросы согласовывая сущ. с другими частями речи Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Основная часть
Репродукция картины «Рыболов
предметы к д/и «Выбери и расскажи
Задание № 1.
- Что такое «пейзаж»?
- Найдите элементы пейзажа в представленной картине.
- Опишите его.
- Выберете и покажите эмоции того или иного объекта природы. Объясните их (сонное солнце, спокойная тихая река и т. п.) Объясняют и показывают Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности, выражения эмоций,
для обогащения и активизации словарного запаса, через использование слов названий признаков.
Задание № 2.
- Что такое «натюрморт»?
- Присутствует ли он в представленной картине?
- Опишите его.
Игровое упражнение «Выбери и расскажи». Объясняют.
Выбирают один из представленных предметов, который присутствует в картине и объясняет его роль Условия для выражения детьми своих мыслей используя образные слова и выражения.
Задание № 3.
- Что такое «портрет»?
- Можем ли мы увидеть на картине портрет? Чей он? Сколько персонажей на картине присутствует? Опишите их.
Работа над словарём в д/и «Подбери действия к персонажу» Рассказывают о персонажах картины. Называют, что делает персонаж картины – смотрит, всматривается, ждёт, держит, насаживает наживку, рыбачит и пр. Условия для взаимодействия детей друг с другом; для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности
Е. К. : А к какому жанру относится картина «Рыболов»: это пейзаж, натюрморт или портрет?
В. : - Вы правы, жанровая живопись — это жанр изобразительного искусства, который изображает сцены из повседневной жизни. На таких картинах определённые моменты из жизни человека или группы людей. А в сюжете, на картине с ними что-то происходит. Вспоминают и называют понятие «Жанровой живописи» Условия для обогащения и активизации словарного запаса
копия репродукции картины «Рыболов» К. Н. Чаптыкова Задание № 4.
В. : - Елизавете Карповне очень понравились ваши ответы, но она интересуется: так ли вы хорошо знакомы с картиной? Сможете ли найти не соответствия с оригиналом и рассказать о них? (репродукция картины Перова закрывается) Внимательно рассматривают копию и называют несоответствия. Условия для развития наблюдательности, речевой активности.
Задание № 5.
В. : Елизавета Карповна очень довольна вашими ответами, но есть у неё последнее и самое сложное испытание. Из представленных карточек нужно выбрать нужные и составить рассказ-историю о том, что же произошло с героями картины.
Для начала давайте вспомним, из каких частей состоит рассказ? О чём в них говориться, а затем вы сможете посовещаться, выбрать карточки –подсказки для своих рассказов. Вспоминают и обговаривают структуру рассказа, отбирают или рисуют символы для сюжета (фиксация плана наглядно различными средствами: схематический рисунок, зарисовка каждым ребенком символами и т. д.) Условия для проявления творческой деятельности, развития самостоятельности и инициативы.
Физминутка
Дети имитируют действия в соответствии с текстом стихотворения:
На рыбалку мы идем (Шагаем на месте)
И ведро с собой берем, (Имитируем размах ведром)
А придя на бережок, (Указываем руками под ноги)
Сяду, съем я пирожок. (Садимся на колени, жуем)
Когда сил прибавится — (Показываем мышцы рук)
Рыбалка начинается! (Потираем ладони)
Я закину удочку, (Замах руки)
Потяну чуток! (Двумя руками тянем на себя)
Наловлю ведерко — (Указываем двумя руками на ведерко)
Ссыплю в кузовок. (Пересыпаем)
Удалась рыбалка, (Руки ставим на пояс, улыбаемся, покачиваем головой)
Настроение — класс! (Показываем большой палец)
Жалко, что мне снится (Поднимаем плечи)
Это в сотый раз! (Трясем руками)
Заключительная часть
Репродукция картины «Рыболов»
Ватман с обозначенными частями рассказа, картинки-символы действий или героев (или маркеры для рисования этих символов). В: следит за правильностью речи, помогает затрудняющимся ребятам. Дети придумывают название рассказа, составляют и «презентуют» свои рассказы. Условия для проявления творческой речевой деятельности, для развития самостоятельности и инициативы
Рефлексия деятельности
Награды для ребят. В: Чем мы сегодня с вами занимались? Зачем мы это делали?
Елизавета Карповна осталась очень довольной вашей работой, и она с удовольствием принимает вас в ряды юных знатоков изобразительного искусства. Вспоминают и называют понравившиеся моменты, затруднения, дают оценку своей деятельности. Условия для умения рефлексировать свою деятельность
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности