Игнатьева Ольга
Конспект занятия. Рассказывание сказки «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи на тему: Рассказывание сказки «Рукавичка» с использованием мнемотехнических приёмов в средней группе для детей с ОНР
Программное содержание:
Коррекционно – обучающие задачи:
• Учить детей передавать содержание сказки связно, в логической последовательности с использованием наглядных пособий
• Закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (осень) по мнемодорожкам
• Расширять словарный запас – называть отличительные признаки дикого животного с помощью наглядной опоры
Публикация «Конспект занятия, Рассказывание сказки „Рукавичка“» размещена в разделах
• Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Коррекционно – развивающие задачи:
• Развивать умение соотносить знаковые символы с образами
• Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до пяти элементов
• Развивать общую моторику
• Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление
• Развивать тактильную чувствительность
• Продолжать работу над интонационной выразительностью речи
Воспитательные задачи:
• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - пожалеть, помочь, подарить
• Воспитывать навыки организованного поведения на занятиях.
Словарная работа:
1. номинативная лексика – осень, дождь, урожай, птицы, одежда, рукавичка, мышка-норушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, медведь - ревун,
2. предикативная лексика- улетают,идет, собирают, надевают, охотится, живет.
3. адъективная лексика – теплые, осенние, кленовые, зубастый, серый.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал-
• CD-диск «Подвижные игры» Е. Железновой
• ноутбук, слайды «Загадки осени»
• магнитная доска
• атрибуты к персонажу Осень (палантин, венок из осенних листьев)
• мнемотаблица к сказке «Рукавичка»
• мнемокуб волк (авторское пособие)
• игрушка – заяц
• морковка
• рукавичка
• «Чудесный мешочек»
Раздаточный материал –
• отдельные мнемосимволы - листочки
• предметные картинки (одежда)
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Рукавичка»(домашнее задание)
2. Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Рукавичка»
3. Игра – драматизация сказки с воспитателями
4. Чтение сказок, рассказов о животных, беседы
5. Д/ и : «Кто где живет?», «Угощения для зверей»
6. Разучивание п / игры «Зайцы и волк»
Методические приемы по ходу занятия :
1. Вводная часть
- организационный момент: лирическая музыка
- создание проблемной ситуации «Как помочь Осени?»
- художественное слово: загадка про осень
- объяснение задания «Отгадайте осенние загадки»
- использование ИКТ (чтение мнемодорожек)
- поощрение
2. Основная часть
- появление игрового персонажа
- постановка проблемного вопроса (Дети, кого увидел зайка)
- рассказывание о волке с опорой на мнемокуб
- ответ на проблемный вопрос (теперь я знаю, что волк хотел съесть не морковку, а меня)
- игровое превращение в зайчиков
- динамическая пауза (Игра «Зайцы и волк»)
- игровая мотивация (Сегодня мои кленовые листочки расскажут вам сказку)
- сюрпризный момент (чудесный мешочек)
- вопросы к детям: Как мы начнем сказку? Кто жил в рукавичке? Какими словами закончим сказку?
- рассказывание сказки по мнемотаблице по цепочке (игровая мотивация «Магнитофон»)
- рефлексия - подарок для зайчика
- прощание с персонажами
3. Заключительная часть
- вопросы к детям: Расскажите, чем вы помогли Осени? Чем занимались на занятии, и откуда эта морковка?
Ход занятия:
1. Вводная часть
Звучит музыка
- Ребята, когда я шла в детский сад, на ладонь мне опустился кленовый листок и прошептал, что с госпожой Осенью случилась беда, и она ждет вашей помощи. Хотите помочь? Тогда закройте глаза и позовите Осень.
Дети зовут: «Осень!» Логопед надевает венок из осенних листьев, набрасывает палантин.
Логопед в роли Осени:
В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой,
Он руками замахал,
Краски осени заколдовал.
- Посмотрите, каким скучным и невзрачным стал мой лес (Обращает внимание на черно – белое изображение осеннего пейзажа).
- Я верю, что вы его сможете расколдовать! Возьмите волшебные палочки (дети вытягивают указательный палец) и отгадайте осенние загадки.
Дети «расколдовывают» мнемодорожки (осенью идет дождь, осенью птицы улетают на юг, осенью люди надевают теплую одежду, осенью люди собирают урожай).(см. презентацию к конспекту в папке ФАЙЛЫ)
-Спасибо, ребята! Мой лес снова засиял осенними красками.
2. Основная часть
2.1 - Но что я слышу, будто кто-то дрожит под осенней листвой?
Появляется игрушка- зайчик с морковкой.
- Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что я вас встретил. Я собирал на своем огороде овощи и вдруг увидел кого-то серого, зубастого, он бросился за мной.
- Дети, кого увидел зайка? Волка. Расскажем зайке про волка (Рассказывание с опорой на мнемокуб «Волк»).
- Спасибо, Теперь я все знаю о волке! Как хорошо, что я умею быстро бегать!
- Зайка, мы научим тебя, как перехитрить волка.
Покружились, покружились –
В зайчиков превратились!
2.2 Динамическая пауза. (CD-диск «Подвижные игры» Е. Железновой)
Игра «Зайцы и волк».
- Покружились, покружились –
В ребят превратились!
2.3. - Сегодня мои кленовые листочки расскажут вам сказку. Как называется сказка, догадайтесь сами. Опустите руку в мой мешочек, пощупайте предмет и возьмите со стола карточку с изображением того, что в мешочке. Карточку никому не показывайте. Дети по очереди подходят к мешочку. Теперь все покажите свои картинки и скажите, что было в мешочке (В мешочке рукавичка).
- Как называется сказка? Рукавичка.
- Послушай зайчик нашу сказку «Рукавичка».
Ой, листочки разлетелись. Помогите их правильно собрать.
Как мы начнем сказку? Кто жил в рукавичке? Какими словами закончим?
Рассказывание сказки по мнемотаблице.
- Спасибо, ребята, за сказку. Вот бы и мне такой домик. А давайте меняться: я вам - морковку, а вы мне –рукавичку? Дети меняются. Побегу, обрадую зайчат новым домиком. До свидания!
- И мне пора отправляться в свое царство, спасибо за помощь. Закройте глазки и скажите: До свидания, Осень….Дети прощаются с Осенью.
3. Заключительная часть
Педагог:
- А вот и я. Расскажите, чем вы помогли Осени? Чем занимались на занятии и откуда эта морковка?