Светлана Шумакова
Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи «Незнайка открывает кафе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
1) Формирование грамматического строя речи:
а) употребление существительных во множественном числе;
б) согласование существительных с прилагательными;
в) образование относительных прилагательных;
г) составление предложений с предлогами в, из.
2) Развитие связной речи по теме «Посуда»:
а) развитие умения давать развернутые ответы на вопросы педагога;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
б) составление предложений-рассуждений с противительным союзом а;
в) координация речи с движением, закрепление в речи относительных
прилагательных;
г) составление рассказа-описания о предметах посуды.
3) Активизация словаря: расширение запаса слов, обозначающих названия признаков, действий.
Оборудование:
- плоскостная фигура Незнайки;
- различные деревья, цветы, грибы для ковролина;
- буквы для выкладывания названия кафе «РОМАШКА»;
- наборное полотно и бумажные фигурки кухонной, столовой и чайной
посуды;
- настоящие предметы посуды: керамический молочник, стеклянный
чайник, серебряная конфетница, металлическая горка, фарфоровая
сахарница, вазочка для варенья из цветного стекла.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
1. Дети входят в группу, здороваются с гостями и представляются:
Меня зовут Артем
А меня Марина
Я Таня
А я…
2. ЛОГОПЕД: - Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый добрый знакомый.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
ДЕТИ: -Да, конечно.
-Здравствуй, Незнайка! Мы рады тебя видеть.
- Мы соскучились.
ЛОГОПЕД: - Я тоже соскучился и рад встрече с вами. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
ДЕТИ: - Хорошее, веселое, радостное.
ЛОГОПЕД: - Вы хотите со мной поиграть?
ДЕТИ: - Хотим, давай поиграем.
ЛОГОПЕД: - Отгадайте загадку : Здесь уютно, кофе пьют, за мороженым идут, побывать здесь любят все, называется…
ДЕТИ: - КАФЕ
ЛОГОПЕД: - Правильно, молодцы, отгадали.
- Ребята, а вы когда-нибудь бывали в детском кафе?
- А какие еще детские кафе вы знаете?
ДЕТИ: - Да, я был в «Макдональдсе»
- «Буратино», «Золотой ключик», «Чебурашка», «Сластена», «Шоколадница», «В гостях у сказки».
II. Незнайка: - Ребята, я решил открыть кафе в Цветочном городе для своих друзей - малышей и малышек, вы мне поможете?
ДЕТИ: - Конечно, поможем.
- Обязательно поможем.
ЛОГОПЕД: - Давайте выберем место, где лучше устроить кафе.
ДЕТИ: - Лучше всего на этой солнечной полянке.
(На ковролин прикрепляется картинка со словом “Кафе”).
ЛОГОПЕД: - Из чего же сделать столики для кафе?
Незнайка: - Вот здорово! Надо сделать столики для кафе из мухоморов.
ЛОГОПЕД: - Подожди, Незнайка, давай подумаем вместе с ребятами, если столик из мухомора - что в этом плохого?
ДЕТИ: - Если пойдет дождь, то на таком столике вода будет ядовитой. Поэтому есть и пить за этим столом будет опасно.
- Да, можно отравиться.
ЛОГОПЕД: - Нет, не нужны нам в кафе столики из мухоморов. Ребята, и ты, Незнайка, посмотрите внимательно на эту полянку, может быть, какие-то цветы подойдут для столиков?
- Как вы думаете, колокольчик подойдет для столика?
ДЕТИ: - Нет, не подойдет. Его цветочки смотрят вниз. Посуду на такой столик не поставишь.
ЛОГОПЕД: - А василек подойдет?
ДЕТИ: - Не подойдет. Столик из василька неустойчивый.
- Я думаю, что больше всего подойдет ромашка.
ЛОГОПЕД: - Почему ты так думаешь?
ДЕТИ: - Потому что ромашка крепкая, лепестки плотно прижимаются друг к другу.
- На столик-ромашку можно поставить посуду.
- Столики из ромашки будут красивые, приятно за таким столом сидеть.
- Он красивый, нарядный.
- Большой, удобный.
- Такой столик прочный, за ним можно удобно расположиться.
ЛОГОПЕД: - Как здорово! Очень красивые и удобные получатся столики из ромашек. Давайте придумаем название кафе.
ДЕТИ: - Я предлагаю назвать «Солнышко».
- А может быть «Елочка»?
- А я думаю, что лучше всего назвать кафе «Ромашка».
Незнайка: - Согласен. И мне кажется, что это самое удачное название.
ЛОГОПЕД: - Давайте выложим название “Ромашка” под словом кафе.
Детям раздаются буквы, у логопеда остается карточка с буквой О.
ЛОГОПЕД: - Какой первый звук в слове ромашка?
- Звук «р». Ему соответствует буква р.
(Ребенок выкладывает на ковролине)
ЛОГОПЕД: - Какой второй звук?
ДЕТИ: - Звук «а».
ЛОГОПЕД: - Ребята и ты, Незнайка, запомните: слышим звук “а” в слове ромашка, а пишем букву о. Выкладываю букву.
- Какой третий звук?
ДЕТИ: - Звук «м». Ему соответствует буква м.
(Ребенок выкладывает на ковролине)
ЛОГОПЕД: - Какой четвертый звук?
ДЕТИ: - Звук «а». Ему соответствует буква а
ЛОГОПЕД: - Пятый звук?
ДЕТИ: - Звук «ш». Ему соответствует буква ш.
ЛОГОПЕД: - Шестой?
ДЕТИ: - Звук «к». Ему соответствует буква к.
ЛОГОПЕД: - Какой последний звук?
ДЕТИ: - Звук «а». Ему соответствует буква а.
III. Незнайка: - Спасибо, ребята. вы помогли мне открыть кафе.
ДЕТИ: - Теперь к тебе могут приходить в гости на обед или на чашечку чая твои друзья - малыши и малышки.
ЛОГОПЕД: - Ребята, а как вы думаете, чего не хватает Незнайке, чтобы от-крыть кафе?
ДЕТИ: - Посуды не хватает.
Незнайка: - Где можно купить посуду?
ДЕТИ: - Посуда продается в универмаге.
- Можно купить в универсаме, в отделе «Посуда».
- Можно купить посуду на рынке.
ЛОГОПЕД: -Ребята, давайте вместе с Незнайкой пойдем в магазин и поможем ему выбрать посуду. (Дети садятся за столы, на которых разложена разнообразная посуда).
- Какая посуда нужна для приготовления пищи?
ДЕТИ: - Нужна кухонная посуда.
ЛОГОПЕД: - А едят из какой посуды?
ДЕТИ: - Из столовой.
ЛОГОПЕД: - Для чая какая нужна посуда?
ДЕТИ: - Для чая нужна чайная посуда.
Незнайка: - Какая красивая посуда! Я куплю вот эту большую красную сковородку и буду варить в ней свой любимый грибной суп.
П а у з а
ДЕТИ: - Нет, Незнайка! Суп варят не в сковородке, а в кастрюле.
ЛОГОПЕД: - А что еще можно варить в кастрюле?
ДЕТИ: - В большой кастрюле можно сварить борщ, компот.
- В кастрюле поменьше можно сварить картошку, макароны, кашу.
- В маленькой кастрюльке можно подогреть молоко, сварить яйца.
Незнайка: - Спасибо, ребята, я все понял. Для кафе мне нужны разные кастрюли.
ЛОГОПЕД: - А для чего нужна сковородка?
ДЕТИ: - Чтобы жарить в ней картошку, мясо, грибы.
- В сковородке можно потушить капусту, испечь блины.
- В маленькой сковородочке мама мне жарит яичницу.
ЛОГОПЕД: - Ребята, чем отличается кастрюля от сковородки?
ДЕТИ: - Кастрюля высокая, а сковородка низкая.
- У кастрюли две маленькие ручки, а у сковородки одна длинная.
- Кастрюля нужна для первых блюд, а сковородка - для вторых.
Незнайка: - Теперь я буду есть суп половником из кастрюли.
ДЕТИ: - Нет, Незнайка! Суп едят из глубокой тарелки столовой ложкой.
ЛОГОПЕД: - А из чего едят картошку с мясом или макароны?
ДЕТИ: - Из мелкой тарелки вилкой.
- Все вторые блюда едят из мелких тарелок. Кашу едят ложкой, а макароны и картошку - викой.
ЛОГОПЕД: - А это что такое?
Далее дети называют предметы посуды и рассказывают о их назначении.
ДЕТИ: - Это салатница.
- Можно сказать салатник.
(Селедочница, масленка, перечница, солонка, соусник, хлебница, половник)
Незнайка: - Мне очень нравится вот эта прозрачная баночка.
ДЕТИ: - Это не баночка. Это стеклянный стакан.
Незнайка: - Из него можно пить чай?
ДЕТИ: - Можно.
- Удобнее пить чай из чашки.
- Еще можно пить чай из бокала.
Дети рассказывают Незнайке о назначении чайной посуды. (Чайник, кофейник, сахарница, молочник, сухарница, конфетница, чайные ложечки).
ЛОГОПЕД: - Спасибо, ребята, Помогли Незнайке разобраться в назначении посуды. Посмотрите на витрину и скажите, какая стоит посуда, какие можно подобрать слова?
ДЕТИ: - Посуда новая.
- Блестящая, красивая.
- Сверкающая, сияющая.
- Кухонная посуда.
- Фарфоровая, керамическая, стеклянная.
- Серебряная, пластмассовая, соломенная.
Незнайка: - Ребята, я помню одну бабушку, от которой посуда убежала.
ДЕТИ: - Это Федора. Она не любила посуду.
- Не заботилась о ней, не уважала.
Незнайка: - Что же случилось с её посудой?
ДЕТИ: - Посуда стала грязной, ржавой.
- Раскололась.
- Убежала от нее.
Незнайка: - Чтобы этого не случилось, нужно за посудой …
ДЕТИ: - … ухаживать.
IV. Физ. минутка. (Речь с движениями - дети встают в круг).
- Раз. два, три, четыре.
Чередование хлопков кулаками - ладонями.
- Мы посуду перемыли.
Вращательные движения правой ладонью над раскрытой левой.
- Чайник, чашку, блюдце, ложку
И большую поварешку.
Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого.
- Мы посуду перемыли.
Вращательные движения левой ладонью над раскрытой правой.
- Вот большой стеклянный чайник-
Очень важный, как начальник.
Правая рука на поясе, левая согнута в локте.
- Вот фарфоровая чашка,
Очень хрупкая, бедняжка.
Левая рука опущена, правая на поясе, ноги чуть согнуты в коленях.
- Вот фарфоровые блюдца,
Только тронешь - разобьются.
Поворот вокруг с приподнятыми руками.
- Вот серебряные ложки -
Голова на тонкой ножке.
Встать на цыпочки. руки понять и соединить над головой.
- Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес.
Изображают поднос.
V. ЛОГОПЕД: - Ребята, Незнайка вам очень благодарен и приглашает вас к себе в гости - в кафе. Давайте поможем ему накрыть на стол. Что надо сделать сначала?
ДЕТИ: - Сначала надо накрыть стол скатертью и разложить салфетки.
Дети берут по одному чайному предмету, ставят на стол и составляют рассказ-описание о нем.
- Я принесла красивую стеклянную вазочку для варенья и розе-точки. Вазочка из малинового стекла, у неё резные края, посередине украшена веточкой сирени. У вазочки узкое донышко и широкое горлышко.
- Я принес металлическую горку. Она очень красивая, блестящая, с узорами. Она состоит из трех тарелочек. Нижняя - самая большая. На нее можно положить печенье, пряники, сушки. Средняя поменьше, а верхняя - самая маленькая.
- Сахар кладут в сахарницу, она фарфоровая гладкая, с двумя ручками и крышечкой.
- В молочник наливают молоко. Моя мама любит пить чай с молоком. Наливает его в этот маленький керамический молочник. Он красивый, блестящий, с маленькой удобной ручкой, украшен орнаментом.
ЛОГОПЕД: - А теперь, Незнайка, ребята хотят подарить тебе подарок.
ДЕТИ: - Дарим тебе замечательный стеклянный чайник. Это чайник не простой. Хоть он и стеклянный, в нем можно кипятить воду. Сначала появляются маленькие пузырьки. Вода нагревается, и пузырьки становятся все больше. Наконец, вода закипает и бурлит в чайнике, и ты все это будешь видеть. Вот такой замечательный чайник.
Дети усаживаются за стол с самоваром и угощениями, пьют чай.
VI. Дети прощаются с Незнайкой.
Подводится итог занятия. Что мы сегодня делали?
ДЕТИ: - Помогали незнайке подобрать столики для кафе.
- Придумали название для кафе.
- Помогли разобраться, какая для чего нужна посуда.
- Показали, как ухаживать за посудой.
- Накрыли на стол.