Флягина Наталья Вячеславовна
Конспект занятия по развитию связной речи «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности (Для детей старшего возраста с ОНР)
Задачи:
Формировать умение связно, последовательно описывать изображённое на картине;
Развивать долговременную память, логическое мышление, зрительное внимание;
Расширять и активизировать словарный запас детей;
Учить детей составлять рассказ по картине с использованием плана;
Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными;
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Воспитывать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Словарная работа: расширять словарь признаков по теме «Дикие животные».
Методические приё мы: проблемно-игровая ситуация, вопросы, рассказывание по картине с помощью плана, проговаривание чистоговорок.
Предшествующая работа: заучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики «Что ты еж такой колючий», чтение рассказа Георгия Скребицкого «Колючая семейка».
Материал и оборудование: картина «Ежи», массажные шарики «Су-джок» по количеству детей, презентация к занятию, магнитная доска.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический, поощрение.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование презентации, рассматривание картины).
Словесный (напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение).
Практический (рассказы детей)
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли необычные гости. Может быть, кто-то из вас узнал их?
Дети: Это воспитатели, они работают в нашем детском саду.
Логопед: Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдуваем с ладошек свои улыбки). Нашим гостям очень интересно посмотреть, как вы занимаетесь.
Логопед: Чтобы четко и красиво отвечать, нам нужно разогреть наши язычки с помощью чистоговорок.
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь
2. Сюрпризный момент:
Логопед: Ребята вы слышите? Что это за звук?
Ответы детей…
Логопед: Наверно надо ответить.
Разговор по телефону:
«Ало здравствуйте. Да вы попали в детский сад. А с кем я разговариваю? Что у вас случилось? Включаю видеосвязь».
Логопед: Внимание на экран.
Слова Незнайки: Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я хочу вам рассказать историю, которая произошла со мной. Однажды я пошёл прогуляться по лесным тропкам. Я увидел большой гриб, хотел его сорвать, а он зашевелился и стал от меня убегать. Когда я догнал гриб, то увидел, что его несёт колючий колобок. Я спросил кто ты? Колобок не чего мне не сказал, угрожающе зафырчал и убежал. Кто это был? Я не знаю, я же Незнайка. Прошу вас ребята помочь мне и рассказать, кто это был.
Логопед: Ребята, вы хотите помочь Незнайке? Вы догадались, кто это?
Ответы детей…
Логопед: Дети берут шарики «Су-джок». На что похожи шарики?
Ответы детей: Наши шарики похожи на ежиков.
Логопед: Почему?
Ответы детей: Потому что они такие же колючие, как еж. (Катают шарик в ладошках. На каждый слог шариком нажимают на каждый палец.)
Что ж ты, ёж такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Логопед: Мы сегодня с ребятами будем рассматривать картину «Ежи». Я приглашаю тебя на занятие. Ребята посмотрите на картину. Кто изображен на картине? (Ежиха и ежата)
Ответы детей…
Логопед: Кто может посчитать сколько ежей на картине?
Ответы детей: Выходит ребёнок считает ежей.
Логопед: Как их можно назвать?
Ответы детей… (Ежиная семья)
Логопед: Какое время года изображено на картине? (Осень)
Логопед: Где находится ежиная семья? (В лесу на поляне)
Логопед: Что на поляне растёт?
Ответы детей…
Логопед: Вспомните рассказ о колючей семейке, который вы недавно читали. Это поможет вам интересно рассказать о ежихе и ежатах. Какая ежиха? (Ежиха большая. У неё остренькая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком.)
Ответы детей…
Логопед: Что она делает?
Ответы детей… (Внимательно наблюдает за ежатами)
Логопед: Какие ежата? (маленькие, круглые, колючие, но иголки у них не такие длинные как у мама.)
Ответы детей…
Логопед: Что делают вот эти ежата? (Тащат червяка в разные стороны)
Ответы детей…
Логопед: Вспомните, что ещё едят ежи? (Мышей, ягоды, грибы, личинки жуков)
Ответы детей…
Логопед: Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (Учит добывать пищу, охотиться)
Ответы детей…
Логопед: Если она учит своих ежат охотиться то, как про неё можно сказать? (Умная, заботливая, внимательная)
Ответы детей…
Логопед: Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (Голодные, жадные, прожорливые)
Ответы детей…
Логопед: Что делает вот этот ежик? (Свернулся в клубок)
Ответы детей…
Логопед: Как вы думаете, почему он это сделал? (Испугался жука, спрятался от него.)
Ответы детей…
Логопед: Как еще можно сказать, какой ёжик? (Трусливый, боязливый, пугливый, осторожный, слабый)
Ответы детей…
Физминутка «Дикие животные»
Собираем детвору
Поиграть в одну игру. (взмахи поочередно правой и левой рукой)
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.
Составление рассказа по картине
Логопед: Мы внимательно рассмотрели картину и теперь будем составлять по ней рассказ. Постарайтесь рассказать о колючей семейке интересно и весело. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план:
Как называется картина?
Какое время года изображено на картине?
Кто изображен? Где происходит действие?
Что произошло со всеми ежами? Почему?
Чем всё закончилось?
Логопед: Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассмотрении картины, и рассказать так, чтобы нечего было добавить.
Дети рассказывают, логопед и другие дети оценивают, чей рассказ был интереснее, аргументируя свой выбор.
Итог:
Незнайка: Ребята вы большие молодцы, настоящие Знайки, я так много узнал нового. Я так рад, что вам читают книги, и вы много знаете о ежах и умеете составлять рассказ по картине. Я тоже буду ходить в детский сад и научусь всему, что знаете вы ребята. Спасибо вам за всё! До свидания до новых встреч!
Логопед: Давайте вспомним ребята, что мы сегодня делали?
Ответы детей…
Что учились составлять? Ответы детей…
О ком составляли рассказ? Ответы детей…