Ирина Хуснутдинова
«Мебель». Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи на тему «Мебель» во второй младшей группе для детей с ТНР.
Тема: Мебель.
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о предметах мебели, активизация словаря по теме, развитие связной речи, мелкой моторики, фонематического слуха.
Коррекционные задачи:
* Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков).
* Развитие лексико-грамматических категорий (согласование существительных с прилагательными, образование родительного падежа).
* Развитие связной речи (составление простых предложений).
* Развитие артикуляционной моторики.
* Развитие общей и мелкой моторики.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
Оборудование:
* Картинки с изображением различных предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф, диван).
* Игрушечная мебель (миниатюрная).
* Кукла.
* Мяч.
* Набор картинок с изображением предметов мебели разных цветов и размеров (для дидактической игры).
* Разрезные картинки с изображением мебели.
* Раздаточный материал: цветные карандаши, бумага с контурами предметов мебели.
Ход занятия:
I. Организационный момент (2-3 мин):
* Приветствие, игра-распевка с элементами артикуляционной гимнастики ("Весёлый язычок"). Например, "Язычок гуляет, вправо-влево шагает. Вверх-вниз, вверх-вниз, вот так чудесно!" (движения языком).
II. Введение в тему (5-7 мин):
* Показ картинки с изображением комнаты, обсуждение: "Что вы видите на картинке? Что есть в каждой комнате?" (Ответы детей).
* Введение новой лексики: "Сегодня мы поговорим о мебели. Мебель – это предметы, которые помогают нам жить удобно". Показ картинок с предметами мебели (стол, стул, кровать, шкаф, диван). Повторение названий мебели хором и индивидуально.
III. Основная часть (15-20 мин):
* Дидактическая игра "Найди пару": Детям предлагается найти картинки с предметами мебели, одинаковыми по цвету или размеру.
* Игра с мячом "Какой?": Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет предмет мебели (например, "стол", ребёнок ловит мяч и отвечает, какой стол (большой, маленький, деревянный, круглый).
* Составление простых предложений: "У меня есть…", "На столе лежит…" (с использованием картинок и игрушечной мебели). С помощью куклы можно показать, как она использует мебель: "Кукла спит на кровати", "Кукла сидит за столом".
* Разрезные картинки: Сборка разрезных картинок с изображением предметов мебели.
* Рисование: Раскрашивание контуров предметов мебели, сопровождающееся словесным описанием: "Я рисую большой красный стул".
IV. Физкультминутка (3-4 мин):
* Проведение физкультминутки с движениями, имитирующими действия с мебелью: "Мы сидим за столом, пишем, рисуем. Встаём, идём к шкафу, берём одежду. Ложимся на кровать, сладко засыпаем".
V. Закрепление (5-7 мин):
* Игра "Что лишнее?": Набор картинок, где один предмет не является мебелью.
* Повторение названий мебели: хором и индивидуально.
* Подведение итогов занятия: "Что мы сегодня узнали? Какие предметы мебели вы запомнили?"
VI. Завершение занятия (2-3 мин):
* Прощание, положительная оценка деятельности детей.
Методические приемы:
* Наглядность (картинки, игрушечная мебель).
* Игровые приемы.
* Словесные приемы (напоминания, вопросы, поощрения).
* Индивидуальный подход.
* Повторение и закрепление материала.
Примечание: Занятие адаптировано для детей с ТНР. Скорость и сложность заданий должны корректироваться в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка. В процессе занятия необходимо использовать различные сенсорные материалы, стимулировать активность детей, обеспечивать положительную эмоциональную атмосферу. Для детей с выраженными нарушениями речи можно использовать жесты, картинки-подсказки. Важно помнить о необходимости частых коротких пауз и смены видов деятельности.