юлия морозова
Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка – Зима»
Цель: закрепить знания детей о зиме и зимних забавах.
Программные задачи:
Образовательные:
- Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;
- Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима».
Развивающие:
- Развивать звуковую культуру речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию;
- Развивать творческое воображение;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;
- Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Оборудование: картинки с изображением зимы, зимних явлениях, жилища животных, птиц, письмо, сундучок, снежинки из бумаги, снежки, части зеркала из картона.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем и узнаем от кого же оно.
«Здравствуйте, ребята! Я- Герда из сказки о Снежной королеве. Снежная Королева увезла моего друга Кая в свой ледяной дворец и заколдовала его. Ребята, помогите, пожалуйста мне его найти! Выполнив все задания правильно, вы получите части зеркала. Когда вы сложите все части и соберёте зеркало вы, ребята, расколдуете Кая»
Воспитатель: Ребята, от кого мы получили письмо? Что же случилось?
Дети: Снежная Королева забрала в свой ледяной дворец и заколдовала Кая. Герда просит помочь нас найти и расколдовать его.
Воспитатель: Ребята, Поможем Герде?
Дети: Поможем
Воспитатель: Тогда в путь! Давайте вместе скажем волшебные слова:
«1,2,3,4,5- Герде надо помогать,
Кая нужно выручать».
Воспитатель: А вот и первое задание. Нужно выбрать картинки с изображением зимы и разместить их на доске.
Воспитатель: Какая погода зимой?
Дети: Холодная, морозная, снежная, ветреная
Воспитатель: Что делают дети зимой?
Дети: Играют в снежки, лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и получаете первую часть зеркала.
Воспитатель: А сейчас следующая игра.
Игра «Какой, какая?»
Воспитатель: Какая зима?
Дети: Белоснежная, волшебная, вьюжная, пушистая, весёлая.
Воспитатель: Какой снег?
Дети: Белый, пушистый, холодный, колючий, падающий.
Воспитатель: Какой лед?
Дети: Прозрачный, твёрдый, скользкий, хрустальный, тонкий.
Воспитатель: Молодцы, вы получаете следующую часть зеркала.
Воспитатель: Ребята, снежная королева ещё приготовила для вас задания, но для этого нам надо отправиться в зимний лес.
Физминутка «Зимняя прогулка»(под музыку Вивальди «Времена года»)
Очень холодно зимой (погладить плечи)
Но мы пойдём гулять с тобой (шаги)
Я надену шапку, я надену шубку
Я надену шарфик, потуже завяжу (имитация)
А потом красивые, тёплые, пушистые (показываем кисти рук)
Крошки-рукавички на ручки натяну (погладить ладони)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки (ноги на пяточку)
Возьму с собою санки на горочку пойду (шаги)
На горку поднимусь (руки вверх)
И с горки прокачусь (быстро руки вниз)
Мы шагаем по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу (шаги)
Очень долго мы шагали, и в лесу мы оказались.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый сундучок, интересно как вы думаете, что в нем? (В сундучке лежат снежки.) Возьмите снежки.
Я буду называть слово, а вы будете говорить о нём ласково.
Игра «Назови ласково»
Зима – (зимушка)
Снежинка – (снежиночка)
Горка –(горочка)
Снеговик – (снеговичок)
Ветер – (ветерок)
Снег – (снежок)
Мороз – (морозец)
Санки – (саночки)
Холод – (холодок)
Солнце – (солнышко)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы с этим заданием справились, получайте следующую часть зеркала.
Воспитатель: А вот и следующее задание, давайте посмотрим, что нам приготовила Снежная королева на этот раз?
Игра «Рассели животных в свои жилище».
Воспитатель: У каждого животного есть своё жилище. Вам надо расселить животных в свои домики. (На мольберте нарисован лес с пустыми жилищами, дети берут картинку и заселяют в них животных
Беседа по картинкам
Ребёнок: У меня на картинке нарисована белка.
Воспитатель: Как называется ее жилище?
Ребёнок: Дупло
Воспитатель: Дупло чье?
Ребёнок: Беличье дупло.
Ребёнок: У меня лиса, она живет в норе (ребёнок прикрепляет картинку, где изображена нора)
Воспитатель: Нора чья?
Ребёнок: Лисья нора.
Ребёнок: У меня на картинке изображён волк. Жилище волка логово. (ребёнок прикрепляет картинку волка, где изображено логово)
Воспитатель: Логово чье?
Ребёнок: Волчье логово.
Ребёнок: у меня на картинке медведь. Его жилище берлога (ребёнок прикрепляет картинку, где изображена берлога)
Воспитатель: Берлога чья?
Ребёнок: Медвежья берлога.
Ребёнок: У меня на картинке ёжик. Его жилище норка (ребёнок прикрепляет ёжика к пеньку в норку)
Воспитатель: Чья норка?
Ребёнок: ежиная норка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием. Вот мы и вспомнили, как зимуют животные. Видите, ребята животным тепло в своих домах. А мы, пока ходили по лесу, замерли. Давайте поиграем.
Пальчиковая игра: "Есть у каждого свой дом"
"У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нем.
Дидактическая игра «Зимующие птицы» (Дети садятся за столы, перед ними изображение кормушки и картинки птиц)
Воспитатель: Ребята, каких птиц мы называем зимующими?
Дети: Зимующие птицы, не улетают в тёплые страны. Они остаются зимовать в наших краях.
Воспитатель: Легко ли птицам зимой? Чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Развешивать кормушки, подкармливать птиц.
Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадки о птицах, а вы постараетесь их отгадать, и нужную птицу поместить на кормушку. Будьте внимательны, на кормушке должны быть только зимующие птицы.
1. Чернокрылый, красногрудый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (снегирь)
2. С жёлтогрудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте, что за птица?
Называется (синица)
3. Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят … (Грачи)
Воспитатель: Ребята, грачи зимующие птицы? Мы будем их сажать на кормушку?
Дети: Нет,грачи - это перелётные птицы.
5. Непоседа пестрая,
Птица говорливая.
Птица белобока,
А зовут её (сорока)
7. Чёрный жилет
Красный берет.
Клюв, как топор,
Хвост, как упор. (дятел)
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые птицы у нас на кормушке!
(воспитатель вывешивает на мольберт кормушку с зимующими птицами)
Воспитатель У дятла красная голова, поэтому его называют красноголовым.
Воспитатель: У сороки белые бока, как её можно назвать?
Дети: Сорока белобокая.
Воспитатель: У синицы желтая грудка, как её можно назвать?
Дети: Желтогрудая синица.
Воспитатель: У сороки длинный хвост, какая она?
Дети: Длиннохвостая сорока.
Воспитатель: У снегиря красная грудка, как его можно назвать?
Дети: Красногрудый снегирь.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. И мы с вами получаем последнюю часть зеркала. Это зеркало мы отправим снежной королеве и она отпустит Кая.
В знак благодарности Герда вам отправила вот такие замечательные снежинки, давайте мы на них подуем
«1,2,3 - на месте покружись
И в детском саду очутись».
Воспитатель : Вот мы снова в детском саду. Скажите, вам понравилось путешествие? А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.