надежда суббот
Конспект занятия по развитию речи «Заколдованная буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 155»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Выполнила: воспитатель
Суббот Надежда Александровна.
Оренбург, 2020
Актуальность темы: Актуальность этой темы состоит в том, что дошкольный возраст является оптимальным для развития фонематического слуха – фонематического восприятия в звуковой деятельности. Одним из методов развития является дифференциация звуков. Дифференциация звуков это различие звуков, схожих по каким-то признакам. Производится обязательно, когда ребенок заменяет один звук другим.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Заколдованная буква“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Развитие речи
2. Вид деятельности детей Коммуникативная
Игровая
Восприятие художественной литературы
Познавательная
Музыкальная
Двигательная
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Заколдованная буква.
2. Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: вступительная беседа.
2. Приемы активации деятельности детей в процессе ОД: создание проблемной ситуации.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ призентации.
4. Прием поддержания интереса у детей: физминутка, чередование видов детской деятельности, музыкальное сопровождение.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение.
• Методы:
• практические – игровое упражнение, двигательное упражнение, развивающая игра
• словесные – констатирующие и познавательные вопросы, рассказ воспитателя, беседа, объяснение
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие; Физическое развитие.
4. Возрастная группа:
Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
5. Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков «с-ш».
6. Задачи:
6. 1 Образовательные:
1. Уточнить представления детей о звуках «С»-«Ш»
2. Учить дифференцировать звуки «С»-«Ш» в словах
3. Упражнять детей в правильном произношении и различии звуков «С»-«Ш»
4. Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
6.2 Развивающие :
1. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
2. Развивать память, внимание.
6. 3 Воспитательные:
1. Воспитание интереса к занятию.
2. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
3. Воспитывать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
7. Планируемые результаты:
7.1 • отвечает на вопросы педагога,
• эмоциональная отзывчивость на литературные произведения,
• принимает участие в чтении пословиц,
• активность в выполнении двигательных упражнений.
8. Организация среды для проведения образовательной деятельности Презентация, карточки для игры, мяч, магнитофон.
9. Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты Чтение и заучивание чистоговорок.
Конспект образовательной деятельности
I. Вводная часть Воспитатель: Колокольчик зазвонил, всех друзей собрать решил, дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребята давайте поздороваемся с гостями. Приветствие (Организационный момент)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно точно говорим,
Потому, что не спешим!
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: О речи
Воспитатель: А как мы с вами должны говорить?
Дети: Правильно, красиво, не торопиться
Воспитатель: Молодцы ребята
Воспитатель: Ой ребята посмотрите что это там происходит, о чем идет спор у ребят. (просмотр презентации)
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ребята так о чем же идет спор у ребят?
Высказывания детей.
Воспитатель: Ребята вот мы с вами сегодня поговорим о правильном произношении звуков.
1. 2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: Каждый день мы с вами говорим, из чего же состоит наша речь?
Дети: Из звуков.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Ребята давайте мы с вами узнаем, как же произносим звуки «С»-«Ш». Поможем ребятам узнать как же правильно говориться сыска или шишка.
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, с него слово начинается. Может стоять в середине слова, перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, этим звуком слово заканчивается.
Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая схема. Если звук С будет слышится в начале слова, то мы будим ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку. Присядьте, пожалуйста, за столы.
(Дети садятся за столы.)
Игра «Определи, место звука в слове».
(Вывешиваю картинку с изображением Сапоги, мост, лес)
Воспитатель: Что это?
Дети: сапоги
Воспитатель: Произнесите слово С-с-сапоги.
Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова?
Дети: в начале.
Воспитатель: Молодцы! Так как звук слышится в начале слова, я поставим фишку в первую клетку. У вас на столах такие же карточки как на доске. Поставьте фишку в ту же клетку, как и у меня. (Ставят фишку.)
Аналогично разбирается слово мост и слово лес
Воспитатель: А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.
(Вишня, Шапка, Малыш.)
(Поочередно вывешиваются картинки на доску)
Воспитатель: Что это?
Дети: чашка
Воспитатель: Скажите слово чашка медленно. (Чааа-ш-кааа.)
Воспитатель: Где слышится звук Ш?
Дети: в середине.
Воспитатель: Поставьте фишку в нужную клетку.
(Дети работают за столами, вызванный ребенок работает у доски).
Воспитатель: Ребята вот мы с вами и определили, место звука в слове.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Эхо».
Я вам по очереди буду кидать мяч, и говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.
Ша-ша-ша - Соня моет малыша
Са – са – са - в лесу бегает лиса.
Шу-шу-шу – Шубу я ношу.
Су –су –су- Было весело в лесу.
Аш – аш - аш - Есть у Лены карандаш.
Су-су-су - заплету косу.
Ша-ша-ша – Маша моет малыша.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Са-са-са - в сказке были чудеса.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Уш-уш-уш-я пойду скорее в душ.
Шок-шок-шок-у меня есть петушок.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали? (ходьба на месте)
Да! (хлопки в ладоши)
Поэтому все встали (Встали, руки вверх).
Дружно вытянули шеи (наклон вперед,
И как гуси зашипели: ш-ш-ш.
Пошипели, помолчали,
Ветерок послушали С-с-с (покачиваются, подняв руки).
И как зайцы поскакали,
Поскакали, поскакали.
И за кустиком пропали. (Шагают на месте и садятся)
Игра «Определи жильца».
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках волшебный мешочек, в котором картинки с предметами и животными. Каждый из вас сейчас вытянет одну картинку, и мы с ними поиграем.
(Выбирают картинку из мешочка.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на доске появилось два домика. В одном домике живет звук «С», и она принимает у себя в гостях только слова в которых есть звук «С», а в другом домике живет звук «Ш», и он принимает у себя в гостях только слова, в которых есть звук «Ш». Ваша задача определить, что у вас на картинке, какой звук слышится в этом слове и заселить в нужный домик.
(Ребята определяют, что изображено на картинке, определяют, какой звук слышится в слове, и заселяют в нужный домик.)
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Знакомство детей с дифференциацией звуков «С»-«Ш»
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Игры «Определи, место звука в слове»,«Эхо», «Определи жильца»,чтение чистоговорок.
III. Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: Ребята: вот мы с вами познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, учились произносить скороговорку быстро и медленно.
Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.
Ребята что нового и интересного вы узнали?
Оценка каждого ребенка.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Вид деятельности: чтение, игровая, музыкальная, двигательная.