Надежда Поезжаева
Конспект занятия по развитию речи «Весна» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Весна пришла».
Цель: Использование методов и приемов по формированию фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Весна“ в средней группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные задачи: совершенствовать лексико-грамматический строй речи. Учить дифференцировать предлоги «над», «под», «у», «за», «между». Учить согласовывать слова в предложении, составлять речевые конструкции с использованием предлогов. Закрепление навыка правильного использования предлогов в речи. Формировать умение образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Весна», «Животные». Формировать предикативный словарь речи с использованием глаголов. Закреплять характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Развивающие задачи : Развивать связную речь; Развивать фонематическое восприятие через умение слышать, различать и называть звук в слове с использованием элементов звукового анализа слова. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, словесно-логическое мышление через использование символов. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и экологически бережное отношение к ней. Формировать умение работать в коллективе
Предварительная работа с детьми: рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; дидактические игры, опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно- следственной связи: где быстрее тает;
рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы; разучивание: дидактические игры.
Оборудование: солнце с лучами, музыкальный треугольник, игрушки диких животных, звукозапись «Звуки Весны», музыка Эдварда Грига «Утро», аудиозапись «жужжание пчелы» словесно-речевой материал-загадки, пословицы, кукла Весна.
Ход занятия:
В: включает музыку Эдварда Грига «Утро»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, кто придет к нам в гости, отгадайте загадку:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
Воспитатель: Верно, Весна!
Весна : Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? А Вы хотите стать моими друзьями- веснянками и попасть на весеннюю полянку? Но, обычным детям туда не попасть. Тогда я вас сейчас превращу в веснянок. Согласны?
Воспитатель:
Вокруг себя повернись,
И в друга-веснянку превратись.
(Дети кружатся, поворачиваются)
Весна : Я приглашаю вас на весеннюю полянку, где нас ждут интересные игры-задания о весне.
Воспитатель: Но, чтобы туда попасть нужно выполнить задание, которое оставила нам зима. Нам нужно подуть в трубочки и узнать, что же там спрятано. (Признаки весны)
Воспитатель: Сегодня мои маленькие друзья, я к Вам пришла со сказкой. Вы любите сказки? Я предлагаю вам послушать ее.
“ Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”.
Воспитатель: А вы знаете какое чудо? Ой, и я нет. Значит где, то есть подсказка. Посмотрите листочек распустился раньше всех. Тут загадка.
Загадка
Молодое, новое, к радости готовое.
Встанет рано поутру –Я глаза скорей протру,
А оно – всё ярче, ярче, за окном – всё жарче, жарче…Что это такое? –(Солнце)
Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно какое. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.
Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)
Дети прикрепляют лучики к солнцу подбирая прилагательные:
солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, нежное, веселое, румяное, лучистое
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. С наступлением весны все изменилось. Я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?» (Игра на образование форм родительного падежа ед. и мн. чисел)
Дети берут по одной картинке, рассматривают ее и говорят:
Весна пришла, и не стало…снега, (холодов, мороза, вьюги, льда на реках, снежных туч, голых деревьев). Воспитатель картинку прикрепляет к каждому лучику солнца по одной.
Воспитатель: Один из признаков весны вы назвали появление сосулек. Стали таять сосульки и зазвенела капель.
Воспитатель:(подходя к музыкальному треугольнику) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. Играет короткие звуки
Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.
Воспитатель: Вот сколько изменений произошло с приходом весны. А что делают весной все насекомые? Правильно, просыпаются. Ой, что это? Кажется, одно из этих насекомых уже проснулось. А какое насекомое проснулось, вы узнаете, услышав звук интересный.
Появляется Пчела со своей песенкой: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ, воспитатель включает аудио-звук «пчелы».
Воспитатель: Познакомьтесь, дети, это Пчелка. Слышали, какую звонкую песенку она поет: З-З-З-З-З-З-З.
Артикуляционная и акустическая характеристика звука З
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже спеть пчелиную песенку. А чтобы петь правильно песенку нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок упирался в нижние зубки, по языку идет холодная воздушная струя, голосовой моторчик работает, звук громкий.
Воспитатель: У нас в лесу очень много пчел и больших и маленьких. Большие поют: З-З-З-З-З-З. А маленькие Зь-Зь-Зь. (Модель твердости и мягкости)
Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей. Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.
Воспитатель: а сейчас Пчелка приглашает вас поиграть в игру.
Физминутка
Воспитатель: Какие вы молодчинки, с пчелкой мы поиграли, которая поет песенку с каким звуком?
Воспитатель: с Пчелкой мы поиграли и отправим его будить других насекомых. А Солнышко продолжает греть, капель звенит, в природе идут изменения, а еще какие изменения происходят, мы узнаем в игре «Закончи предложение».
Речевая игра «Закончи предложение»
(Работа с глагольной лексикой, которая находит выход в синтаксис, дети подводятся к построению связного высказывания).
Воспитатель:
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тепло).
- Зимой небо пасмурное, а весной. (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Воспитатель: а что же весной происходит в лесу у животных? ( Дети: у зверей появляются детеныши)
Воспитатель: И у птиц появляются детеныши-птенчики.
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных и птиц.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
Один много
У медведя - …
У зайца - …
У лисицы - …
У волка - …
У ежа - …
У белки-…
У птиц-…
медвежонок
зайчонок
лисенок
волчонок
ежонок
бельчонок
птенец
медвежата
зайчата
лисята
волчата
ежата
бельчата
птенцы
Воспитатель: Ребята, а к нам пришел жучок. Хочет поиграть с нами, и я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где?». Вам нужно определить где спрятался жучок. (Использование предлогов на, у, под, между).
Воспитатель: молодцы ребята. А теперь пусть наши язычки отдохнут, а ушки послушают. (звуки весны)
Воспитатель: какие звуки вы слышали? (пение птиц, журчание ручейка, легкий ветерок). Одним выражением как их можно назвать? (Звуки весны) Давайте рассмотрим, что же еще мы можем делать весной.
«Экологическая минутка» -охрана животного и растительного мира
Воспитатель: Ребята, а как мы должны относиться к птицам, животным? Что может сделать человек для них? Как им нужно помогать?
Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице, животным. Подкармливать ранней весной.
Зрительная гимнастика
Воспитатель: Я предлагаю на нашей весенней полянке глазкам отдохнуть.
Итог.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора, вновь в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Кто приходил? Как мы узнали, что это весна?
Вокруг себя дружочек повернись,
И вновь в ребёнка превратись.
Воспитатель: а еще весна нам принесла замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять карандаши и раскрасить их в яркие цвета в свободное время. (продуктивная деятельность в течение дня).