Зинаида Пьянкова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знатоки осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени, пополнить словарный запас детей путем познания окружающего мира.
Задачи:
Устанавливать связь между сезонными признаками природы.
Учить сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки осени; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, умение подбирать глаголы, обозначающие действия, активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Осень».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Знатоки осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любовь и уважение к Русской природе, учиться замечать её красоту. Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга.
Предварительная работа: Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и тавдинских поэтов. Рассматривание картин И. Левитан. "Золотая осень", Бродский И. И. " Поздняя осень", Е. Самарская «Краски осени», С. С. Луценко «Золото осени», В. В. Белова «Осень», Ю. В. Крылова «Осенние листья» и картины тавдинского художника В. Н. Ермолаева. Презентация «Осень в картинах русских художников»,наблюдения на прогулке.
Оборудование: картины о поздней и ранней осени, сборник стих, мольберт, мяч, листочки и снежинки, иллюстрации, сундучок с загадками, аудиозапись «Звук ветра».
Ход занятия:
Организационный момент:
- Доброе утро! – Птицы запели.
- Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
- Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около воспитателя)
Сюрпризный момент: (Звук ветра).
Воспитатель: Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер. Утром пришла открыла окно проветрить. Посмотрите, что к нам залетело. Что же это?
Дети: Письмо и наш «Семицветик» на конверте
Воспитатель: Значит письмо прилетело правильно, к нам в нашу группу….
Дети: «Семицветик».
Воспитатель: Чужие письма читать нельзя, а это похоже наше, прочтем?
Алексея Плещеева «Осень наступила.»
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?
Ответы детей: о птицах, осени, травке, цветах…
- Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года? (Идёт осень.)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.
Воспитатель: Давайте успокоим сильный, осенний ветер….
Дует ветер нам в лицо, (Дети имитируют дуновение ветра руками)
Закачалось деревцо. (руки вверх)
Ветер тише, тише, тише. (дети приседают)
Деревцо всё выше, выше. (выпрямляются.)
Воспитатель: - Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем… Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!
Игра: «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а осенью….
Летом дни длинные, а осенью …
Летом дожди теплые, а осенью …
А вот осенние загадки «Угадай месяц» (достаю из сундучка)
Несет нам урожаи,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья раздевает,
Но не касаясь елочек и сосен
Так кто же это? ….(Осень- это? …- время года)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем. (Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?. (Октябрь)
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?. (Ноябрь)
Воспитатель: Про что эти загадки? (Про осенние месяцы)
Давайте назовем осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.)
Итак, за окном у нас ноябрь, последний месяц осени. В народе ноябрь называют «Воротами зимы»
Воспитатель: - Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:
Игра: «Закончи предложение»
Первый месяц осени… Сентябрь. (Первый месяц осени сентябрь.)
Второй месяц осени… Октябрь. (Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… Ноябрь. (Третий месяц осени ноябрь.)
(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)
Воспитатель: - А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц?
(Наступил ноябрь последний, третий месяц осени.)
Игра: «Расставь картинки по порядку месяцев» (на мольберте) (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Физминутка: «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками, на выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Полу присели.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя, «барабанить» пальцами по ковру.)
Град по ним заколотил, (Встать, руки на пояс, потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)
Воспитатель: - Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. (Добиваюсь полного ответа)
Игра: «Подбери слова – действия»
Ветер (что делает) - дует, вьется, бушует, воет.
Листья осенью (что делают) - листья осенью кружатся, желтеют, падают, засыхают…
Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья
Дождь осенью (что делает) - дождь осенью моросит, идет, капает, льёт.
Урожай осенью (что делают) - урожай осенью убирают.
Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают в теплые края.
Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.
В яркий солнечный день хочется на улицу (что делать) - чтобы поиграть с друзьями, чтобы погулять на улице.
На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.
Воспитатель: Мячик ты скорей поймай и словечко приласкай!
Игра: «Назови ласково» с мячом
Лист-… листочек
Ветер -…
Дождь -…
Дерево -…
Лужа -…
Облако-…
Туча-…
Воспитатель: - Ребята, а теперь вы мне расскажите – осень какая?
Игра: «Подбери слова – признаки»
Осень (какая) - холодная, красивая,
Листья осенью (какие) - красивые, резные, желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Деревья осенью (какие)- ранней осенью - с разноцветными листьями, а поздней осенью - голые.
Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий, холодный, мокрый, частый, крупный, мелкий, сильный, косой…
Погода поздней осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная.
Ветер (какой) - сильный, порывистый, холодный…
Небо (какое) - хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.
Воспитатель:— Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать «да» или «нет»
Игра: «ДА или НЕТ»
Осень наступает после весны? (Нет. Осень наступает после лета.)
Колючий ветер прилетает? Да.
Морозы осенью бывают? Да. Поздней осенью)
Осенью падает белый, пушистый снег – это листопад? (Нет. Осенью падают листья)
Осенью растут грибы? Да.
Осенью дни короткие, а ночи длинные? (Да. Осенью дни короткие, а ночи длинные.)
Осень все окрашивает в белый цвет? (Нет. Осень окрашивает все в желтый цвет.)
Тучи солнце закрывают? Да.
Часто-часто льют дожди? Да.
Дождь пушистый, теплый, легкий? (Нет. Дождь холодный, мокрый, частый.)
Урожай все собирают? Да.
Ну а птицы гнезда вьют? Нет
Птичьи стаи улетают? Да.
Звери норки закрывают? Да.
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну а что же надо делать?— куртки, шапки надевать?
Воспитатель: - Ребята, А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».
- Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?.
Игра на словообразование
- Вода падает – водопад
- Камни падают – камнепад
-Листья падают - листопад
- Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!
Итог занятия - Ребята, что мы с вами сегодня делали? Составляли предложения, играли, слушали стихотворения, отгадывали загадки об осени.
- Молодцы! Со всеми заданиями справились. И показали себя настоящими знатоками природы! Всё вы знаете, я вами горжусь!
Давайте мы превратимся в осень и устроим весёлый листопад и снегопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листья и снежинки вверх, приглашая детей к игре.)
Кому занятие понравилось поднимите - листочек, а кому было скучно, не интересно – снежинку. Я благодарю вас за вашу работу и ваше настроение.
И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это - сочные, ароматные яблочки! Угощайтесь!
Дети: Спасибо! (угощаются яблоками)