Ольга Шуповаленко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весну выручаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весну выручаем»
Задачи занятия :
расширять и активизировать словарь детей по данной теме "Весна";
совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
учить составлять сложные предложения, делить слова на слоги;
формировать навык правильного употребления предлогов;
закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Артикуляционная гимнастика
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Весну выручаем“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Артикуляционная гимнастика "Считалочка"
Раз – окошечко открыли.
(открывать широко рот и закрывать его).
Два – мы дудочку купили,
(тянуть губы вперёд «хоботком»).
Три – в улыбке наши губки,
(широко улыбаться, растягивая губы).
На четыре – чистим зубки,
(рот приоткрыть, «чистить» кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней и внешней поверхности).
Пять – мы моем потолок,
(рот открыть максимально широко, проводить широким языком вперёд-назад по нёбу, рот не закрывать).
Шесть – лошадка скок да скок,
(рот держать широко открытым, улыбнуться и медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него, тянуть подъязычную связку).
Семь – варенье очень любим,
(рот открыть и улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта, рот не закрывать).
Восемь – горку делать будем,
(рот открыть, спрятать кончик языка за нижние зубы, выгнуть спинку языка).
Девять — дружно мы болтаем,
(широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: "бл-бл-бл-бл. ")
Десять – ротик закрываем.
(рот закрыть, язык спокойно лежит во рту).
- Вот наши язычки подготовлены к работе.
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в нашу группу и увидела на столе письмо, оно от весны. Давайте его прочитаем:
Дорогие ребята, я не могу попасть в ваш чудесный город Санкт — Петербург, меня не пускает Зима. Она нагоняет свои холода и замораживает все вокруг. Мне не добраться к вам. Я прошу вас помогите мне пожалуйста.
Весна обращается к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? (сможем)
- Давайте попробуем. А чтобы зима уступила место Весне, нам нужно выполнить все задания. Вы готовы помочь? (Да, готовы)
- В начале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем? (Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом)
- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать)
- Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
- А наше солнышко, заколдовала зима, все лучики у солнышка разбросала, и оно стало грустным.
- Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?
- Давайте придумаем красивые слова к солнышку.
Первое задание такое:Дидактическая игра "Подбери слово"
На полу лежит круг, дети говоря слово кладут лучик
Воспитатель: Солнце (какое) - яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, желтое, доброе.
- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили первое задание.
Второе задание
нужно составить предложение по картинке и назвать примету весны.
- Каждое предложение должно начинаться со слова Весной… (Воспитатель предлагает детям картинки с изображением весенних явлений. Дети составляют предложения с опорой на картинки)
Весной небо высокое, голубое.
Весной облака легкие и пушистые.
Весной солнце светит ярче и становится теплее.
Весной птицы прилетают из теплых стран.
Весной перелетные птицы строят уютные гнезда.
Весной на крышах домов тают сосульки.
Весной снег стал таять и потекли ручьи.
Весной снег тает и появляются маленькие проталинки.
Весной на проталинах расцветают подснежники.
Весной на деревьях набухают почки и появляются зеленые листики.
-Весной появляется молодая травка.
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием
Ребята, а что происходит с животными весной? (Весной они меняют шерсть, просыпается медведь и ежик. Появляются детеныши)
Гуляет в рыжей шубке,
Хитрит и скалит зубки.
(Лиса)
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.
(Волк)
На деревьях живет
И орешки грызет.
(Белка)
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно —
(Ёж).
Зимой беленький,
А летом серенький,
Никого не обижает,
А сам всех боится.
(Заяц)
- Ребята, посмотрите на весенней полянке собрались животные. (на доске картинка)
- Вы должны найти своего животного и сказать где оно находится. Не забудьте правильно употреблять маленькие слова-предлоги. (дети договариваются кто будет отвечать)
Дети:
1. Белка сидит на ветке.
2. Лиса спряталась за дерево.
3. Волк сидит под деревом.
4. Ежик сидит в норе.
5. Заяц сидит на тропинке.
- Молодцы, справились с еще одним заданием. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Динамическая пауза "Весна"
Солнышко-солнышко,
Золотое донышко. (руки поднимаем вверх)
Побежал в саду ручей (сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)
Прилетело сто грачей (имитируем движения руками - как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают (медленно приседаем)
А цветочки вырастают. (поднимаемся)
Воспитатель: Ребята, а вот следующее задание. Нужно найти ошибки в тексте и исправить, и сказать правильно.
- Сначала читаю весь текст целиком. Спрашиваю какие ошибки заметили дети. Затем читаю по одному предложению, даю возможность ребятам найти остальные ошибки.
- Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.
- Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники). (С. Чешева)
- Следующее задание. Нам нужно закончить предложение, используя только одно слово "Весна".
Пришла …
Мы ждали …
Мы рады …
Мы встречали …
Мы будем гулять …
Мы поем песни о …
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Последнее задание, самое важное.
"Загадки отгадайте "
- Нужно отгадать загадку и найти картинку-отгадку.
Висит за окошком кулек ледяной,
он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Ой, беда, беда, беда!
Тает снег. Бежит вода.
Не наденешь валенки,
здесь везде … (проталинки)
- Что такое проталина?
Бегу, я как по лесенке,
по камушкам звеня,
издалека по песенке
узнаете меня. (ручей)
- Произнесите слово ручей громко, тихо, весело, грустно.
На реках он весной бывает :
Под солнцем лед темнеет, тает,
Потом трещит, ломается
И в льдинки превращается,
А льдинки по реке плывут.
Скажите, как его зовут! (ледоход)
- Что такое ледоход? (Выставляю картинку)
Дети: Солнце припекает, на льдинах появляются трещины, льдины ломаются, и начинается ледоход - движение льда по реке.
Синяя сосулька плачет,
но от солнца нос не прячет.
И везде под птичью трель
"кап-кап-кап" звенит …. (капель)
Воспитатель: Что такое капель? (Капельки воды, которые образуются когда капает вода с сосулек)
Ребята а что такое наводнение, из за чего оно бывает? Подойдите к столу посмотрите, что здесь находится? (таз, желобок, лейка с водой).
Таз - это водоем. Назовите какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море, океан, желобок это ручей. Вода в ручейке бежит к водоему, он наполняется быстро, вода не успевает испариться, поднимается из берегов и начинается наводнение.
- Вот и пали чары Зимы. Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, весна освободилась и у нас будет тепло.
Итог занятия
- Какое задание было для вас самым сложным? (ответы детей)
- Вы знаете, Весна приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, на столах стоят пластиковые тарелочки.
- Дно тарелочки засыпано манной крупой. Вам нужно сдуть всю манную крупу к краям тарелочки и узнаете какой сюрприз спрятался.
Установка: воздух вдыхать через нос, без напряжения, не поднимая плеч, выдуть на одном выдохе, не добирая воздуха. Во время выдоха не надувать щеки.
- Давайте потренируемся, а потом пройдем к столам. Ребята дуют в трубочку и достают сюрприз.
- Наше занятие закончилось. Спасибо вам ребята что выручили Весну.