Шарапова Люда
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание
картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Подготовила: воспитатель Шарапова Л. П.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи. Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри». Обогатить словарный запас (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава). Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов.
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В. М. Картина «Богатыри»
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
2. Развивающие задачи. Развивать связную речь, мышление, речевой слух. Развивать моторику рук (координация речи с движениями, творческие способности.
3. Воспитательные задачи. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам отечества, интерес к изобразительному творчеству.
Оборудование: зеркала, мольберт с репродукцией картины художника В. Васнецова «Богатыри», указка, картинки (разрезные картинки художника В. Васнецова «Богатыри»); аудиозапись песни А. Пахмутовой «Богатырская сила», Э. Григ «Утро».
Содержание организованной образовательной деятельности детей. 1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте немного разомнем наш язычок, чтобы он помогал нам сегодня правильно и красиво говорить.
Артикуляционная гимнастика.
(Все эти упражнения проводятся во время рассказывания сказки педагогом, дети контролируют свои действия с помощью зеркала. Зеркало нужно для того, чтобы ребенок мог контролировать себя, правильно ли он ставит свой язык в то или иное положение.)
Воспитатель: Язычок проснулся рано утром и открыл окошко (упр. 1, ему было жарко, стало ему холодно, закрыл окошко. Снова открыл и закрыл. Проветрив комнату, язычок решил почистить зубы (упр. 2). Поводил язычок своим кончиком за верхними, потом за нижними зубами. Сделав уборку, он отправился готовить завтрак. Стал месить тесто (упр. 3). Испек пирожок, съел его (глотают). Стал пить чай. Взял чашечку (упр. 4, попил чаю и пошел гулять и играть на дудочке (упр. 5).
1. «Окошко» - широко открыть рот – «жарко», закрыть – «холодно».
2. «Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка почистить верхние и нижние зубы.
3. «Месим тесто» - улыбнуться, пошлепать языком между губами (пя-пя-пя-пя, покусать кончик языка.
4. «Чашечка» - широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки слегка приподняв кончик языка.
5. «Дудочка» - с напряжением втянуть вперед губы (зубы сомкнуть).
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в республике ДНР. Много чудесных мест на Земле, везде живут люди, но она – единственная, необыкновенная, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Кто защищал землю русскую в те далекие времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Ну а теперь главная загадка сегодняшнего занятия. Вы наверно хотите узнать, что скрывается за покрывалом.
Дети: Картина.
1. Смотрим в целом, что изображено.
2. Что на переднем, заднем плане?
3. Что главное?
Звучит музыка Э. Григ «Утро», снимается покрывало с картины и дети в течение минуты её рассматривают, на медленной части музыкального произведения читается стихотворение:
Тут все богатыри, все святорусские,
Садились они на добрых коней
И поехали раздольицем чистым полем…
А со той горы да со высокой
Усмотрел старый казак да Илья Муромец –
А то едут ведь чистым полем,богатыри
А то едут ведь да на добрых конях,
И пустился он с горы высокой,
И подъехал он к богатырям ко святорусским,
Рядом с ними стал…
А теперь мы рассмотрим картину по частям (воспитатель закрывает картину листом бумаги и открывает центр картины, затем по очереди каждую часть правый верхний угол, левый верхний угол, нижний правый угол, нижний левый края картины).
4. Рассматриваем по частям.
5. Что больше всего нравится? Какое настроение вызывает картина?
6. Вхождение в картину. Выразите свое отношение к ней.
Воспитатель: На заставе три богатыря стоят на страже границ своей Родины. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец, крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются в его облике. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Конь его спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит… земля». Богатырь хорошо вооружен: в правой руке булатная палица, за спиной колчан со стрелами; в левой руке щит и громадное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей. По правую руку от Муромца — Добрыня Никитич, не менее любимый народом. Добрыня искусен в бою, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно, конь под ним белый, длинногривый. Третий богатырь — Алеша Попович, тоже храбрый и смелый. Хотя он и не так силен, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, находчивостью. Хитер Алеша! Не смотрит он в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук у него наготове. Рыжий конь Алеши Поповича под стать ему: низко опустил голову, щиплет траву, но уши навострил. У богатырей одна цель — не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами и степью раздольная Русь, которая вырастила и снарядила богатырей на свою защиту.
Воспитатель: Мы с вами рассмотрели картину и вам такое задание. Вам надо разбиться на четыре команды. У меня четыре конверта. Каждая команда соберет картину В. Васнецова «Богатыри» по памяти, а потом мы все вместе сравним их с картиной которую рассмотрели.
Дети приступают к работе.
Звучит «Богатырская сила» А. Пахмутова.
3. Рефлексия.
Вспомните, как называется картина?
Кто её написал?
Как бы вы назвали эту картину?
Кто из богатырей вам больше нравится?
Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. А я вам хочу зачитать завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её.
-Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
-Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
-Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.