Екатерина Тёмкина
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема: «Составление рассказа по картине «Ежи»
Выполнила воспитатель:
Тёмкина Е. А
Цель: учить детей внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием.
Задачи:
Обучающие:
• Учить понимать содержание картины.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа по картине „Ежи“ в средней группе» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
• Учить детей составлять небольшой (4-5 предложений) связный рассказ по сюжетной картинке с помощью воспитателя.
• Учить согласовывать слова в предложении.
• Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке.
• Активизировать словарь детей за счёт глагольной лексики (бежит, смотрит, свернулся и т. д., описательных прилагательных (колючий, короткие лапки, мягкий животик и пр.).
• Учить описывать игрушку (ёж, выделяя его характерные особенности.
Развивающие :
• Развивать зрительное восприятие - учить выделять главное и детали в картине.
• Развивать координацию речи с движением (проговаривание слов физкультминутки).
Воспитательные:
• Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии.
• Воспитывать навыки культуры общения, побуждать участвовать в общем разговоре.
• Воспитывать чувство эмпатии по отношению к животным.
Предварительная работа: Беседы по теме «Лесные животные», «Животные и их детеныши» с использованием иллюстраций и наглядного материала, рассматривание игрушки – ежа, прослушивание аудиозаписи, просмотр видеозаписи на интерактивной доске: «Как звери готовятся к зиме?»
Ситуации общения «Кто живет в лесу», «Как звери готовятся к зиме».
Дидактические игры: «Кто где живет», «Большие и маленькие».
Материалы и оборудование: дид. картина «Ежи»; колючие мячи (по количеству детей, игрушка ежа
Ожидаемый результат:
Формирование навыков рассматривания картины, составления небольших рассказов с помощью воспитателя. Дети отвечают на вопросы по содержанию картины, используя в речи простые предложения, согласовывая слова и фразы в предложении.
Развитие внимания, активизация словаря. Дети используют в речи глаголы, описательные прилагательные. Умеют описывать предложенный предмет, выделяя его характерные особенности.
Дети умеют внимательно слушать, понимают содержание картины : выделяют главное, замечают детали.
Закрепления навыков культурного общения. Дети умеют поддерживать разговор, выслушивать взрослых и сверстников.
Игровая ситуация и сюрпризный момент.
Дети стоят полукругом. Из-за ширмы звучит аудиозапись «Голоса лесных животных: фыркает еж».
Воспитатель: Ребята, вы слышите чей-то голос? Как вы думаете кому он может принадлежать? Давайте пойдем на голос и посмотрим, правильно ли мы догадались, что это ежик.
Дети вместе с воспитателем идут на звук, находят ежа (игрушку Би-ба-бо).
Воспитатель: Ребята, смотрите, это же Ёжик. Давайте, поздороваемся с ним.
Ё ж: Здравствуйте, дети.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим нашего ёжика и расскажем о нем.
(Дети присаживаются на стульчики) Рассматривание игрушки - ежа
Воспитатель. Какой ёжик по размеру? Что есть у нашего ёжика? (Туловище, голова, четыре лапки). Смотрите, наш ежик сидит на камне, две лапки он положил сверху, а две лапки и коротенький хвостик спрятал под себя. Покажите мордочку ежа. Что есть у ёжика на мордочке? (Глазки, носик). На что похожи глазки? (На маленькие бусинки). Почему вы так думаете? Расскажите про носик. (Острый, на самом кончике черный). У ежика есть ушки? Расскажите про них. (Они маленькие, круглые, у ежика на макушке).
Что находится у ежика на спинке? (Иголки). Какого цвета иголки? (У основания темные, а вверху - белые). Какие иголки на ощупь? Можно сказать, у ежа, как у елки, колкие иголки? Объясните, почему так говорят. А по всему ли телу расположены иголки? Какая на ощупь шерстка на животе? (Мягкая). Как вы думаете, почему у ежика нет иголок на животе? Что можно сказать о лапках? (Их у ежа четыре, они маленькие и коротенькие). Скажите, что может делать ёжик? (бегать, нюхать, топать, фыркать). Назовите семью ежей (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата, один детеныш - ежонок). Где живут ежи?
Воспитатель: давайте и мы попробуем пофыркать, как ежики. (Длинный и прерывистый звук [ф], громкий – тихий, мягкий - твердый).
Воспитатель: Ёжик, как же ты попал в нашу группу, ведь ты уже должен спать?
Ё ж: Моя семья готовилась к зимней спячке: мы сгребали листочки в кучку, чтобы получилась удобная и теплая норка для сна. Я решил насобирать листочков для будущей норки на иголки, свернулся клубочком, покатился, покатился, а когда снова встал на лапки, то увидел, что укатился в незнакомое мне место, а дороги назад не нашел. Бежал я, бежал, услышал голоса детей и решил, попросить вас помочь мне вернуться к моим родным. Вы поможете мне найти мою семью?
Воспитатель: Ребята, поможем нашему ёжику найти его семью? Но для этого нам придется поехать в лес.
Я предлагаю, поехать в лес на поезде. Но для того, чтобы занять свое место в вагоне, необходимо правильно дополнить предложения. Я буду начинать предложение, а вы дополняйте.
Словесная игра «Закончи предложение»
Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
• Кошка – домашнее животное, а еж … (дикое, лесное).
• Заяц прыгает, а еж… (бегает).
• У медвежонка мама медведица, а у ежонка… (ежиха).
• Медведь большой, а ёж… (маленький)
• Лиса пушистая, а еж … (колючий)
• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)
Ребята строятся в колонну, воспитатель предлагает, чтобы было веселее ехать, спеть песенку ежа ( пыхтят: быстрый и медленный темп).
Воспитатель: Вот мы приехали? (Появляется на доске интерактивной дид. картина «Ежи»)
Рассматривание сюжетной картины «Ежи».
Ребята, где мы оказались? (В лесу, на лесной поляне). Ребята, мне кажется мы попали с вами в волшебный лес. Как вы думаете почему? (Воспитатель обращает внимание детей на несоответствие сезонных изменений в данный момент и на картине). Действительно, в лесу еще только начало осени, посмотрите, даже ежи еще не легли спать.
Кто гуляет на лесной поляне? (Мама - ежиха со своими ежатами). Как эту семью можно назвать? (Ежиная семья). Чем отличаются ежата от своей мамы – ежихи? (Маленькие). Чем похожи? Сколько ежат у мамы - ежихи? (Трое). Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (Они подгребают листья для того, чтобы сделать себе укрытие на зиму, а, может быть, они проголодались и ищут личинок и червячков или просто вышли погулять).
Давайте вместе расскажем о том, что каждый из них делает? Что делает мама - ежиха (Наблюдает за своими детками). Что делают ежата? (Два ежонка стоят около мамы и смотрят на нее, а один ежонок свернулся в клубочек). Давайте вспомним, в какой ситуации ежи сворачиваются в клубочек? (Когда чувствуют опасность). Кого испугался ежонок (Жука). Почему ежонок испугался жука? (Он большой, у него длинные лохматые лапы, яркие красные крылья, на голове рога). Как жук жужжит. (Пожужжать). Как вы думаете, чем занят на картине жук? ( Он залез на корягу и что-то ищет: может быть личинок, чтобы полакомиться, а может быть ищет себе щель для того, чтобы в ней спрятаться на зиму).
Как вы думаете, что могла сказать мама-ежиха своим ежатам? (Какими словами она могла успокоить своих ежат, для того, чтоб они не боялись жука) (Не бойтесь, жук сосем не страшный). Давайте подумаем, что могло произойти дальше. (Ответы детей).
Воспитатель: Ёжик, это твоя семья?
Ё ж: Да, спасибо вам огромное, ребята, это, действительно, моя семья. Я к ним побегу.
Воспитатель: Ребята, пока наш ежонок ищет свою семью, я предлагаю вам немного поиграть с колючими, мячиками. (Воспитатель раздаёт детям массажные мячи).
Покатайте мячи в руках, какие они на ощупь? (Колючие, как ежики).
Гимнастика «Хитрый ёжик» с колючими мячами
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (перекатывать в руках)
На спине иголки очень – очень колкие. (подкидывать мяч)
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (присесть с мячом и покатать его по полу между ладошками)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (повернуться с мячиком в рукав вправо, затем - влево)
Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком правой руки, затем - левой)
Восп. : А сейчас я предлагаю снова вернуться к нашей картине (дети садятся на стульчики перед картиной). Ребята, вы хотите, чтоб наш ежик скорее нашел свою семью? Тогда нам нужно составить по нашей картине небольшой рассказ, а помогут нам в этом картинки – подсказки. Я буду начинать предложение, а вы продолжать его.
Картинки – подсказки :
Примерный рассказ.
Однажды мама – ежиха со своими ежатами…. (пришли на лесную полянку). Они пришли на лесную полянку для того, чтоб… (поискать себе червячков и личинок и собрать листья для будущей норки). Вдруг один ежонок… (увидел жука). Он испугался и …. (Свернулся в клубок). Крылья у жука были… (яркого красного цвета, на голове (рожки, лапки… (длинные, мохнатые). Он громко… (жужжал). Жук искал в коряге… (личинок или щель). Мама – ежиха успокоила своих ежат и сказала, что жук…. (совсем не страшный). Ежата успокоились и продолжили… (искать червячков и собирать листья).
Воспитатель: Какой замечательный рассказ у нас получился? Давайте спросим у наших гостей, а им наш рассказ понравился? (Воспитатель обращает внимание детей на картину, где появляется потерявшийся ежонок). Посмотрите, а наш ежонок вернулся к своей семье! Теперь он в безопасности. А наше путешествие в волшебный лес подошло к концу и нам пора возвращаться в группу.
Я предлагаю снова сесть в наш поезд и всем вместе спеть веселую песенку.
Дети «едут» в поезде и поют песню «Едет, едет, паровоз»… (Железновой)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Присаживаются на стульчики
Рефлексия: Ребята, кто к нам сегодня приходил? Что случилось с ежиком? Куда мы с вами ездили на поезде? Кого мы там встретили? Как мы помогли нашему ежонку найти свою семью? (Составили про его семью рассказ). Я думаю, у нас получился очень хороший рассказ. (Похвалить детей, делая акцент на гендерных различиях).
Как вы думаете, если мы сейчас отправимся в лес, то сможем встретить там нашего друга – ежонка? (Нет, ежи уже легли спят). Пожелаем нашей ежиной семье сладких снов.