Наталья Позднякова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по составлению рассказа по картине «Таня не боится мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей составлять небольшой рассказ по картине.
Задачи.
1. Образовательные.
Научить детей рассматривать картину в определенной последовательности,
рассказывать по ней без повторов, учить придумывать название картины.
2. Развивающие.
Развивать мышление, воображение, связную речь, умение внимательно
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе по составлению рассказа по картине „Таня не боится мороза“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
слушать рассказы других детей.
3. Воспитательные.
Воспитывать интерес, любовь к природе в любое время года.
Оборудование.
Сюжетная картина «Таня не боится мороза», кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».
Методы и приёмы на занятии :
1. Игровой.
2. Наглядный: показ.
3. Словесные: словесные игры, вопросы детям, дополнение ответа, словесная дидактическая игра, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова.
Методические приё мы: Загадки, сюрпризный момент кукла “Таня”,
Дидактическая игра «Зимние загадки» (слайд-презентация,
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»,«Подбери действия»
Структура занятия : Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.
Организационный момент.
Перед занятием проводится физкультминутка.
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой друг!
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Одним из основных методических приемов является вопросы воспитателя.
Воспитатель: - Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды, воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:
- Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? - Какая шапочка? Какая кофта (свитер? Какой шарф?
- Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).
Зимнее теплое (пальто). Желтая вязаная (шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная (кофта).
- Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).
На занятии по обучению детей рассказыванию по картине следует :
1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.
2. Развивать монологическую речь.
Дидактическая игра «Зимние загадки» (слайд-презентация)
Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам
- (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».
- Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)
- Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).
- Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).
- Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая,
узорчатая, резная)
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия»
- Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит)
- Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).
- Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).
Воспитатель:Ребята сегодня я хочу вам рассказать про одну девочку, которой очень нравится зима. (Показываю картину детям) (описательный рассказ воспитателя по картине)
Эту девочку зовут Таня, она взяла санки и вышла на прогулку. На улице
морозно, но Тане не холодно, она тепло одета: на ней теплое зимнее пальто с коричневым меховым воротником, теплая шапка тоже из меха, на ногах черные валенки, не забыла она надеть варежки и шарфик.
-Ребята, вам нравится Танино зимнее пальто? А какого оно цвета? (зеленое). А вы запомнили, какой воротник у пальто? (меховой,коричневый, а шапка (тоже из меха, меховая)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же Таня делает?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Таня трудится! Она лопаткой насыпает снег в ведерко. А
какого цвета у Тани лопатка? (Синяя, а ведерко? (зеленое)
Спрашиваю у ребенка, как он думает, зачем Таня насыпает снег в ведерко?
(хочет сделать куличик из снега, носит ведерком снег для горки.)
(использование специально моделируемой ситуации)
А посмотрите, как красиво вокруг! Всюду снег: на земле, на скамейке, на
деревьях. На веточках березы и на елочке тоже лежит пушистый снег, как
будто «белые платочки» кто - то развесил!
Ребята, а как бы вы назвали эту картину?
Дети: (ответы)
Воспитатель: автор назвал эту картину «Таня не боится мороза»
В процессе обучения монологической речи, используются приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием. В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь,учим отвечать на вопросы,обосновывать свои ответы,самому задавать вопросы. В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности. Приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.
В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.