Наталья Махрина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Сказочное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Сказочное путешествие».
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.
Задачи:
Образовательные: закрепить знание русских народных сказок.
Развивающие : развивать у детей связную речь, эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
Воспитательные: продолжать формировать навыки культурного общения, воспитывать любовь к сказкам, отзывчивость, чувство взаимопомощи.
Используемый материал: книга сказок, клубок, карточки с заданиями «Заплатки», пиктограммы, игрушка медведь, «чудесный мешочек», игрушки – инструменты и предметы для «чудесного мешочка», 2 коробки с надписью «Теремок» и без надписи, волшебная палочка.
Воспитатель привлекает детей колокольчиком, входит в группу, переодетый в сказочный наряд
Ход занятия.
Сказочница : Здравствуйте, здравствуйте!
Здравствуйте детишки!
Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки!
Ребята, я пришла к вам издалека. Посмотрите, какой у меня наряд! Какой он, обычный или нет? Как вы думаете, как меня зовут? Сказочница! Как вы думаете, почему мне дали такое имя?
- Хожу по свету, собираю сказки, а потом рассказываю их детям.
- Ребята, я пришла к вам не одна, со мной мой верный друг – волшебный клубочек.
- Мой клубочек хочет у вас что – то спросить.
- А вам дома сказки читают?
- Какие сказки вы знаете?
- А какая сказка у вас самая любимая?
- У меня тоже есть одна любимая сказка, она находится в волшебной книге. Я давно ее не открывала и не читала детям. Хотите, я вам ее прочитаю? (ответы детей).
- Клубочек, а где же моя волшебная книга со сказкой? Я совсем забыла, что она находится в моей сказочной сумке. Смотрите, ребята, моя любимая книга пропала! Что же мне делать? Я не смогу теперь прочитать сказку и вам, и другим детям.
(Видеопослание Бабы – Яги)
- Здравствуй, Сказочница! Я вижу, что ты нашла мою записку. Давно ты не читала сказку, вот я и решила книгу у тебя украсть. Ха – ха – ха! Теперь будешь ходить со своим другом – клубочком к детям, они будут у тебя просить сказку рассказать, а ты не сможешь! Вот так вот! Но есть у меня одна идея… Если ты с ребятами решишь мои задания, тогда вы вернете свою волшебную книгу. Так что решайте, отправитесь вы в путь или нет. До свидания!
Сказочница. Теперь, ребята, я не смогу прочитать свою любимую сказку. Без вашей помощи мне не справиться. Вы готовы к путешествию? А на чем мы отправимся в путь? (на корабле)
Но мы не знаем, куда нам нужно плыть. Давайте мы с вами попросим мой волшебный клубочек. Он нам укажет путь – дорогу, клубочек и по воде катится, ведь он волшебный.
Ты катись, катись клубок,
С овражка во лесок.
Из лесочка по воде,
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.
Сказочница : Как вы думаете, куда мы попали? (показываю пиктограмму «Удивление»)
- А вы умеете удивляться? (Дети показывают удивление с помощью мимики).
-Мы попали на Остров небылиц. Что такое небылицы? (Ответы детей)
Послушайте несколько небылиц.
1. На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь
Слушает, вздыхает.
2. По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
3. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Сказочница : Баба – Яга приготовила нам первое задание. Она перепутала картинки, получились какие – то небылицы. Пройдите, пожалуйста, за столы и исправьте ошибки Бабы – Яги. («заплатки» из картинок перепутаны).
Сказочница : Ты катись, катись клубок
С овражка во лесок
Из лесочка по воде,
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.
- Ребята, мой клубочек покатился дальше, значит, первое задание мы выполнили правильно. Поплыли.
- Ой, что это за остров? (Пиктограмма «Страх»)
- Посмотрите, ребята, кто это так напуган? (Игрушка – медведь).
- Что случилось, мишка?
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, наш теремок сломан! (На экране – сломанный теремок). Но починить его мы не можем, т. к. Баба – Яга заколдовала зверей и они не знают, что делать с инструментами и для чего они нужны. А вы сможете нам помочь?
Сказочница : Мишенька, мы не только поможем, но и остров ваш превратим из острова Страха в остров Чудес! Ребята, давайте поможем нашим героям, ведь только выполнив задание, мы можем плыть дальше за моей волшебной книгой.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Ребята, чтобы помочь нашему медведю и другим героям сказки, каждый из вас по очереди будет доставать предмет, называть его и рассказывать, для чего он нужен. Инструменты, которые будут нужны в строительстве, вы будете складывать в коробочку с картинкой «Теремок», а другие – в коробочку без картинки (пила – пилить, молоток – забивать гвозди, расческа – волосы расчесывать и т. д.).
(на экране появляется новый «теремок», медведь благодарит детей).
Сказочница : Давайте немножко отдохнем и дальше поплывем.
Физминутка «Море».
Море очень широко, (широко разводят руки в стороны)
Море очень глубоко. (приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья, (выполняют движение «рыбка»).
А вот воду пить нельзя. (разводят руки в стороны, приподняв плечи).
Сказочница : Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Из лесочка по воде,
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.
- Вот мы с вами на следующем острове Игр. Но и здесь Баба – Яга побывала и напроказничала.
Игра «Лишний герой сказки»
Сейчас на экране появятся герои знакомых вам сказок, но кто – то из них будет лишним, не из той сказки, героев которой мы увидим, справимся? Вы ведь хотите помочь мне вернуть мою волшебную книгу сказок? (ответы детей)
Молодцы, ребята, исправили ошибки Бабы – Яги, отправляемся дальше.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка во лесок,
Из лесочка по воде,
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи!
Появляется пиктограмма «Грусть».
Сказочница : Ребята, это необычный остров, заколдованный. Все его жители все время плачут. Посмотрите на эмблему этого острова, что на ней изображено? Правильно грусть. А вот и одна жительница этого острова.
Грустинка: Я маленькая Грустинка. Я знаю, зачем вы приехали. Давайте вместе поревем! (Дети изображают эмоцию грусти).
Сказочница : Стоп, стоп, стоп! Ребята, это же волшебный остров Плакс! Вот видите, вы уже поддаетесь волшебству Бабы – Яги! Мы же с вами добрые волшебники. Может быть, сможем помочь маленькой Грустинке? Чем тебе помочь?
Грустинка: Мне не нравится, что волк съел Красную Шапочку. Хочу, чтобы вы изменили конец сказки!
Сказочница : Чтобы изменить сказку, можно внести в нее волшебный предмет, изменить внешний вид – поменять цвет волос, глаз, изменить одежду; характер героев – если он был злым, превратить его в доброго. Можно, например, изменить цвет шапочки, сделать ее… (Дети предлагают).
- А изменится ли название сказки?
Какие волшебные предметы вы знаете? («Ковер – самолет», «Шапка – невидимка»,
«Сапоги – скороходы», метла из сказок о Бабе – Яге, на ней тоже можно летать).
- Отлично, а какой волшебный предмет понадобился бы Красной Шапочке, чтобы быстрее добраться до бабушки? (Выбираем ковер – самолет)
- Молодцы, вы можете стать сказочниками. А кто такие сказочники? (Это люди, которые сочиняют сказки).
- Я так люблю сочинять сказки, и пока мы разговаривали, я сочинила сказку. Хотите послушать сказку на новый лад?
«Сказка на новый лад»
«Жила – была девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила бабушка ей розовую шапочку и ковер – самолет. С тех пор девочка всюду ходила в розовой шапочке, летала на волшебном ковре в гости к бабушке. Соседи так и говорили: «Вот Розовая Шапочка летит». Как – то раз испекла мама пирожки и сказала дочке : «Сходи – ка Розовая Шапочка к бабушке, отнеси ей пирожки и горшочек масла, да узнай, здорова ли она»
Собралась Розовая Шапочка, взяла с собой сумочку, где у нее всегда лежал ковер – самолет и пошла к бабушке. Идет она лесом, цветы собирает, песенки поет, а навстречу ей серый волк.
- Куда идешь, Розовая Шапочка? – спрашивает Волк.
- Иду к бабушке и несу ей пирожки и горшочек масла.
- А далеко ли живет твоя бабушка?
- Далеко, отвечает Розовая Шапочка, - вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
- Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет, - сказал Волк и побежал что было духу.
А Розовая Шапочка достала из сумочки ковер – самолет, села на него, произнесла волшебные слова и полетела. Она очутилась у дома бабушки раньше волка. Зашла в дом, закрыла двери. Внучка рассказала бабушке о том, что Волк тоже скоро придет ее проведать, и бабушка догадалась, что задумал Волк. Волк прибежал следом за девочкой, стал стучаться в дверь. Бабушка и внучка сидели тихо – тихо, решили не отвечать Волку. Волк еще долго стучался в дверь. Но так и не добился своего и ни с чем ушел обратно в лес. А Розовая Шапочка и бабушка сели пить чай с пирожками и маслом.
- Посмотрите, ребята, мы изменили только цвет шапочки и поэтому изменилось название сказки. Еще мы ввели волшебный предмет – ковер – самолет, при помощи которого Розовая Шапочка опередила Волка и прилетела к бабушке быстрее него. Конец сказки получился хорошим и удачным, волк не смог проглотить бабушку и внучку.
- Ребята, а чему учит эта сказка? (Не разговаривать с незнакомцами).
И Грустинка улыбнулась.
- Ребята, а как перестать грустить? (улыбнуться друг другу)
(Находим волшебную книгу в сказочной сумочке).
Сказочница : Пора возвращаться домой в детский сад. Отдохнем перед дорогой. (Дети садятся за столы). Сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой, и вы заснете, а когда проснетесь, то очутитесь в своей группе.
(Звучит спокойная музыка).
- Открывайте глаза. Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие? А что понравилось больше всего?
Грустинка: Спасибо, ребята. Вот вам угощение. Но это не просто гостинцы, на каждом угощении нарисованы эмоции.