Екатерина Ларионова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лисичка-сестричка и волк».
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Обучающая задача:
Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.
Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Чтение сказки „Лисичка-сестричка и волк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Развивать диалогическую форму речи.
Расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательная задача:
Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.
Активизирующая задача:
1. Активизировать речь детей: полегоньку, воз, не шелохнётся
Предварительная работа:
Чтение и рассматривание иллюстраций р. н. с. «Лисичка-сестричка и волк».
Чтение р. н. сказок.
Материалы: игрушка Лиса, выставка книг сказок
Ход ОД:
Вводная часть:
(встаем в круг)
2. Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сегодня мы пойдем в гости к сказкам. Ребята, посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?
-Правильно, о русских народных сказках
-Кто сочинил эти сказки? (народ, простые люди)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик —.
Дети: Теремок.
Воспитатель: Молодцы!
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
Дети: Волк и козлята.
Сейчас я загадаю вам загадки
Рыжая плутовка На пенек взобрался зайка
спряталась под елкой Хвастунишка и зазнайка,
Зайца ждет хитрюга та, Небоюсь, и вдруг умолк
а зовут ее ….(лиса) Показался серый….(волк)
- Скажите, а знаете ли вы сказки героями которых были Лиса И Волк?
Воспитатель: Молодцы, дети! А еще я знаю р. н. сказку, которая называется. „Лисичка-сестричка и волк“
-Проблемная ситуация: Как вы думаете,что нужно сделать чтобы с этой сказкой познакомиться? (прочитать)
Основная часть ОД
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку (садятся на стулья)
- „Лисичка-сестричка и волк“ - русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно
Чтение сказки
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
–Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.
– Будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула.
– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!
– Где?
– Там, на возу – и рыба и воротник.
Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:
– Где воротник? Где рыба! Ах ты. Такой-сякой!
Тут дед смекнул, что лисичка - то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк :
– Здравствуй, кумушка!
– Здравствуй, куманёк!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам, да и ешь.
– А я не умею.
– Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было.
"Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!" – думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
– Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало.
Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
"Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!" А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу :
– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
– Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.
– И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
– Битый небитого везет, битый небитого везёт.
– Что ты, кумушка, говоришь?
– Я, куманек, говорю: битый битого везёт.
– Так, кумушка, так.
Физкультминутка
Мы заходим с вами в лес
(маршируем на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!
(удивились, развели руками)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим! (покажем как ходит лисичка – изобразим ее)
Беседа по содержанию
-Кто главные герои сказки?
- Кто вам понравился больше лиса или волк?
- Какого героя сказки можно пожалеть?
- Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями.
(Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала.
Волка побили, он остался без хвоста.
Лиса всех обманула, да ещё на избитом волке в лес ехала.
Бабка осталась без рыбы и без воротника.
Ещё лиса в избе в кадку угодила, тесто испортила.)
-А кто из героев сказки догадался, что лиса-обманщица?
(Дед смекнул, что лиса мертвая не была. Деду нужно было бы быть внимательней)
-Какими словами говорится в сказке о лисе? (кумушка, лисичка, лисичка-сестричка)
- Почему лиса обманула деда?
(Потому, что она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не хочет. Она знает, как тяжело за зайцем гоняться: заяц быстрый, да ещё и следы путает, - можно и не догнать. Деда легче обмануть. Деду надо было лучше проверять, мертвая она или нет.)
- А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом?
(Волк лучше всех знает, какая лиса кума, она постоянно его обманывает. Сказал бы : «Сама покажи, как ловить рыбу хвостом».
Волк обиделся, что лиса не дала ему рыбки, и убежал в лес
Волк мог и наказать лису за жадность – забрать рыбу. -волк первым увидел рыбу на дороге и съел
Волк мог разделить рыбу поровну – было бы честно.
Волк и лиса - кум и кума, они оба ленивые, бродят, высматривают, чем бы поживиться, а охотиться не хотят. Мне не жалко волка. Он глупый, ему даже лень подумать, что с ним будет, если он хвост в прорубь опустит.)
-Представьте, что перед вами герои сказки –Лиса и Волк. Что бы вы хотели у них спросить?
- Лиса, почему ты притворилась мертвой?
– Лиса, почему ты не угостила волка рыбой?
– Волк, почему ты опустил хвост в прорубь?
Воспитатель: Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.
Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает атрибуты- шапочки)
Воспитатель: Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…
Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!
Волк. Что ты, лисонька, говоришь?
Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.
Волк. Так, лисонька, так.
Воспитатель: Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…
Дети: посмеивается.
Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.
Заключительный
Итог: Что же плохого сделала лиса, ребята? Правильно, она обманула волка. Как же можно ее назвать? Обманщица. А разве правильно она сделала? Нет! Обманывать нельзя! Чему нас учит сказка? Как вы думаете? Сказка учит отличать добро от зла.
Воспитатель: Что вы сегодня расскажите родителям дома? Что вам понравилось?
На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.
Рефлексия
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, тихо скажем:
«Спасибо тебе, головушка, за твою работу,
Ручки, ножки, спасибо!»Реснички открываются, и ребята просыпаются.
Давайте же посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся самой доброй улыбкой
Оценка деятельности
«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.