МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра»

Екатерина Савельева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила и провела Воспитатель первой Квалификационной категории

Савельева Е. А.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра» (системно- деятельностный подход, технология «Ситуация»)

Технологическая карта занятия в технологии системно-деятельностного подхода

Образовательная область: речевое развитие

Темочки:

Тема занятия : Знакомство со сказкой В. Стародумова «Лиса и выдра»

Возрастная группа : подготовительная группа

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Цель: познакомить со сказкой «Лиса и выдра»

Задачи:

Обучающие: продолжать учить детей слушать литературный текст, следить за развитием сюжета.

Развивающие : развивать диалогическую форму речи, расширять и активизировать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать моральные качества: доброту, уважение, трудолюбие, честность.

Дидактические материалы: текст сказки, текст загадки, иллюстрации животных (диких). Использование ИКТ, презентация, разрезные картинки с изображением выдры, разукраски с изображением выдры

Словарная работа: выдра, Таймень, чум, одолеть, водяной зверь.

Этапы (последовательность)

Деятель-ности Содержание деятельности Действия/ деятельность детей Планируемые результаты

Введение в ситуацию - Ребята, к нам в гости пришел Лесовичок и принес необычное задание. Хотите узнать какое?

Нужно отгадать загадку. Сможете?

В этом доме сто осин,

Сто берёз и сто рябин,

Сосны, ягоды, грибы.

Много жителей в нём

Как зовётся этот дом?

Молодцы! Конечно лес!

А кто такой Лесовичок? Лесовичок - хозяин леса, который следит за порядком, чтобы никто не обижал зверей, не ломал деревья, не рвал зря цветы, не бросал мусор. Общение.

Ответы детей

-Да, хотим.

-сможем.

Дети внимательно слушают воспитателя.

-лес

Ответы детей Умеет взаимодействовать

со сверстниками и взрослыми.

Правильно выстраивает

речевое высказывание.

Актуализация знаний и умений Ребята, давайте вспомним какие животные и птицы живут в лесу?

-а что вы знаете про лису?

Какое это животное?

Чем она питается?

Где она живет?

Д/и «Скажи, зачем?»

Что? Зачем? И почему?

Всё никак я не пойму

Ну, ребята, не скучайте,

На вопросы отвечайте!

- Зачем лисе длинный пушистый хвост?

- Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?

- Зачем ежу иголки?

- Почему волки воют?

- Для чего зайцу длинные уши?

- Почему медведь уходит зимой в спячку?

- Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?

Ну вот, теперь вы мне всё объяснили. А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как звери делают зарядку. А вы знаете? Давайте вместе покажем.

Физминутка

«Звериная зарядка»

Раз – прыжок, два – присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинает всё сначала!

Ответы детей:

лиса, медведь, заяц, волк, дятел, кукушка.

- лиса – хищное животное, рыжая, хитрая, её называют плутовкой, у неё пушистый и красивый хвост, живет в норе

А для лисы хвост имеет очень важное значение: без него она бы не выжила. Без хвоста собаки быстро бы смогли её поймать. А своим шикарным пушистым хвостиком она ловко их обманывает. Проявляет инициативу,

опираясь на свои знания.

Проявляет активность.

Затруднение в ситуации Ребята, Лесовичок просит у нас помощи, поможем ему?

Вы уже знаете, что он пришел из леса. В нём живёт много разных зверей. Но в этом лесу (Лесовичок обращает внимание детей на макет леса) я вижу тех животных, которых раньше не встречал. По- моему здесь какая-то путаница. Нужно разобраться. Сможем?

1. Д/и «Путаница»

Животных, что живут в лесах,

Мы оставим на местах.

Нужно лишних здесь назвать

И из леса их убрать.

Ребята, а про выдру что вы сможете что-нибудь рассказать? Какие особенности у этого животного? Чем питается? Где живет?

Я вижу, что этот вопрос у вас вызывает затруднение. Почему не смогли? Дети убирают жирафа, козу, обезьяну, корову, белого медведя. А выдра приносит затруднение.

Общение

- нет, не сможем.

Мы не знаем кто это. Проявляет интерес к

новому знанию

Открытие нового знания (способа действия) -что нужно сделать, если чего то не знаешь, но очень хочешь узнать?

В таком случае я прочитаю вам сказку сибирского писателя В. Стародумова «Лиса выдра», которую вам нужно будет внимательно послушать и запомнить.

Воспитатель читает сказку

-о ком рассказывается в этой сказке?

-какая была лиса?

-о чем договорились лиса и выдра?

- кого поймала выдра?

-кто такой Таймень?

- что сделала лиса?

- как Таймень перехитрил лису?

- что случилось с лисой?

- что не знала лиса про выдру?

- как отнеслись звери к гибели лисы? Почему?

Дети предлагают свои варианты:

-прочитать книгу, спросить у того, кто знает, подумать.

Внимательно слушают.

Ответы детей

Дети слушают, участвуют в обсуждении.

Проявляет интерес к новому

знанию

Взаимодействует со

сверстниками и взрослым.

Выстраивает связное

речевое высказывание.

Способен к совместному

общению.

Проявляет инициативу,

опираясь на новые знания.

Включение нового знания в систему знаний Физкультминутка «Выдра».

Выдра по лесу бежала (все детки бегут)

И к пенечку прибежала (вытягиваем шею, заглядывая за пенёк)

Под пенёчком ежик жил (пальчиками показываем ежика)

Выдре прыгать предложил (делаем 2 прыжка)

Выдра прыгала весь день (дети прыгают)

Пока не сломался пень (дети падают на ковер).

Ребята, Лесовичок, когда собирался к вам, приготовил картинки с нашими лесными зверями. Но по дороге ему встретились злые разбойники. Они испортили все картинки. Посмотрите, что с ними стало.

Д. И. «Разрезные картинки»

Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками (выдра)

Вот картинки разрезные,

Непонятно, что на них.

Вы картиночки сложите,

Про животных расскажите.

Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.

Умеют взаимодействовать

со сверстниками

и взрослыми

Осмысление - ребята, чем мы сегодня интересным с вами занимались на занятии?

- кому помогли?

-что нового мы сегодня узнали?

- как это удалось?

- хотели бы вы, что бы у вас был такой друг, как лиса? Почему? -мы отгадывали загадку,

-слушали сказку,

-мы узнали кто такая выдра,

-мы сложили картинки.

ЛИСА И ВЫДРА (Василий Пантелеймонович Стародумов)

Давно это было. Жила, говорят, в этих местах одна Лиса. Пищу себе она добывала только обманом. Лиса эта была еще молодая, а уже успела многих зверей перехитрить и еду у них отобрать. Вот однажды идет она по берегу озера и думает: «Я самая хитрая здесь. Все звери добывали мне пищу. Кого бы еще перехитрить? Я с кем еще не встречалась?» И она начала вспоминать, с кем она еще не встречалась. Шла-шла, думала-думала и вспомнила:

Выдра есть! С ней не встречалась! — обрадовалась Лиса.

И пошла дом Выдры искать возле озера.

Искала, искала, вот нашла ее дом, говорит Выдре :

— Вот в гости к тебе пришла. Давай будем дружить. Я живу одна: ни сестер, ни братьев поблизости не имею — бросили меня. Вдвоем нам будет хорошо. В гости будем ходить и вкусной едой друг друга угощать будем.

Выдра слышала от других зверей о хитростях молодой Лисы, думает: «Это, наверно, та молодая Лиса. Если я ей откажу в дружбе, то она мне зло какое-нибудь сделает. Добуду я ей рыбы сегодня, а завтра мне пусть она рыбу добывает».

И так подумав, Лисе сказала :

— Я согласна дружить. Угощу тебя вкусной рыбой. А завтра ты угостишь рыбой. Выдры только рыбу едят.

А потом пошла на берег озера, нырнула в воду и достала из глубины большого Тайменя.

Отдала Лисе Тайменя, сказала :

— Вот тебе мое угощение!

Лиса съела жирного Тайменя и говорит:

— Спасибо за угощение. Жирный был Таймень и большой. Так наелась, что домой не смогу дойти. Ночевать у тебя останусь. Тебе завтра угощение добуду.

А когда спать легли, Лиса подумала : «В хорошем месте Выдра живет : в озере много вкусной рыбы, утки и гуси плавают. А в лесу возле моего чума нет рыбы. Здесь буду жить».

Утром Лиса проснулась и рыбу в озере добывать пошла.

Пришла к тому самому месту, прыгнула в воду и схватила огромного Тайменя. Начала его вытаскивать, а не может вытащить: плавать-то она не умеет. Таймень видит, что Лиса не может его одолеть, а только сидит на нем, еще глубже нырнул. Лиса так и сидит у него на спине: и отпускать большого Тайменя не хочет и как спастись не знает, барахтается в воде да и только. Затащил ее Таймень на дно озера и там погибать бросил.

Там погибла эта молодая и хитрая Лиса. Не знала она, что Выдра водяной зверь и плавать умеет, как рыба.

А лесные звери только обрадовались: на одну хитрую Лису стало в тайге меньше.

— Вот тебе мое угощение!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Лиса и рак»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Лиса и рак» Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: познакомить детей с русской народной сказкой.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом» Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с игрушечным домом» для детей младшей группыКонспект занятия по развитию речи «Знакомство с игрушечным домом» для детей младшей группы Тема: «Знакомство с игрушечным домом»[/b] Задачи: учить различать и называть материалы, из которых изготовлены предметы, сравнивать игрушки.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 11:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Савельева (УИ 397940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД