Екатерина Савельева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела Воспитатель первой Квалификационной категории
Савельева Е. А.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра» (системно- деятельностный подход, технология «Ситуация»)
Технологическая карта занятия в технологии системно-деятельностного подхода
Образовательная область: речевое развитие
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Знакомство со сказкой В, П, Стародумова „Лиса и выдра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Тема занятия : Знакомство со сказкой В. Стародумова «Лиса и выдра»
Возрастная группа : подготовительная группа
Культурная практика: коммуникативная деятельность.
Цель: познакомить со сказкой «Лиса и выдра»
Задачи:
Обучающие: продолжать учить детей слушать литературный текст, следить за развитием сюжета.
Развивающие : развивать диалогическую форму речи, расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать моральные качества: доброту, уважение, трудолюбие, честность.
Дидактические материалы: текст сказки, текст загадки, иллюстрации животных (диких). Использование ИКТ, презентация, разрезные картинки с изображением выдры, разукраски с изображением выдры
Словарная работа: выдра, Таймень, чум, одолеть, водяной зверь.
Этапы (последовательность)
Деятель-ности Содержание деятельности Действия/ деятельность детей Планируемые результаты
Введение в ситуацию - Ребята, к нам в гости пришел Лесовичок и принес необычное задание. Хотите узнать какое?
Нужно отгадать загадку. Сможете?
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ягоды, грибы.
Много жителей в нём
Как зовётся этот дом?
Молодцы! Конечно лес!
А кто такой Лесовичок? Лесовичок - хозяин леса, который следит за порядком, чтобы никто не обижал зверей, не ломал деревья, не рвал зря цветы, не бросал мусор. Общение.
Ответы детей
-Да, хотим.
-сможем.
Дети внимательно слушают воспитателя.
-лес
Ответы детей Умеет взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми.
Правильно выстраивает
речевое высказывание.
Актуализация знаний и умений Ребята, давайте вспомним какие животные и птицы живут в лесу?
-а что вы знаете про лису?
Какое это животное?
Чем она питается?
Где она живет?
Д/и «Скажи, зачем?»
Что? Зачем? И почему?
Всё никак я не пойму
Ну, ребята, не скучайте,
На вопросы отвечайте!
- Зачем лисе длинный пушистый хвост?
- Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?
- Зачем ежу иголки?
- Почему волки воют?
- Для чего зайцу длинные уши?
- Почему медведь уходит зимой в спячку?
- Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?
Ну вот, теперь вы мне всё объяснили. А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как звери делают зарядку. А вы знаете? Давайте вместе покажем.
Физминутка
«Звериная зарядка»
Раз – прыжок, два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает всё сначала!
Ответы детей:
лиса, медведь, заяц, волк, дятел, кукушка.
- лиса – хищное животное, рыжая, хитрая, её называют плутовкой, у неё пушистый и красивый хвост, живет в норе
А для лисы хвост имеет очень важное значение: без него она бы не выжила. Без хвоста собаки быстро бы смогли её поймать. А своим шикарным пушистым хвостиком она ловко их обманывает. Проявляет инициативу,
опираясь на свои знания.
Проявляет активность.
Затруднение в ситуации Ребята, Лесовичок просит у нас помощи, поможем ему?
Вы уже знаете, что он пришел из леса. В нём живёт много разных зверей. Но в этом лесу (Лесовичок обращает внимание детей на макет леса) я вижу тех животных, которых раньше не встречал. По- моему здесь какая-то путаница. Нужно разобраться. Сможем?
1. Д/и «Путаница»
Животных, что живут в лесах,
Мы оставим на местах.
Нужно лишних здесь назвать
И из леса их убрать.
Ребята, а про выдру что вы сможете что-нибудь рассказать? Какие особенности у этого животного? Чем питается? Где живет?
Я вижу, что этот вопрос у вас вызывает затруднение. Почему не смогли? Дети убирают жирафа, козу, обезьяну, корову, белого медведя. А выдра приносит затруднение.
Общение
- нет, не сможем.
Мы не знаем кто это. Проявляет интерес к
новому знанию
Открытие нового знания (способа действия) -что нужно сделать, если чего то не знаешь, но очень хочешь узнать?
В таком случае я прочитаю вам сказку сибирского писателя В. Стародумова «Лиса выдра», которую вам нужно будет внимательно послушать и запомнить.
Воспитатель читает сказку
-о ком рассказывается в этой сказке?
-какая была лиса?
-о чем договорились лиса и выдра?
- кого поймала выдра?
-кто такой Таймень?
- что сделала лиса?
- как Таймень перехитрил лису?
- что случилось с лисой?
- что не знала лиса про выдру?
- как отнеслись звери к гибели лисы? Почему?
Дети предлагают свои варианты:
-прочитать книгу, спросить у того, кто знает, подумать.
Внимательно слушают.
Ответы детей
Дети слушают, участвуют в обсуждении.
Проявляет интерес к новому
знанию
Взаимодействует со
сверстниками и взрослым.
Выстраивает связное
речевое высказывание.
Способен к совместному
общению.
Проявляет инициативу,
опираясь на новые знания.
Включение нового знания в систему знаний Физкультминутка «Выдра».
Выдра по лесу бежала (все детки бегут)
И к пенечку прибежала (вытягиваем шею, заглядывая за пенёк)
Под пенёчком ежик жил (пальчиками показываем ежика)
Выдре прыгать предложил (делаем 2 прыжка)
Выдра прыгала весь день (дети прыгают)
Пока не сломался пень (дети падают на ковер).
Ребята, Лесовичок, когда собирался к вам, приготовил картинки с нашими лесными зверями. Но по дороге ему встретились злые разбойники. Они испортили все картинки. Посмотрите, что с ними стало.
Д. И. «Разрезные картинки»
Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками (выдра)
Вот картинки разрезные,
Непонятно, что на них.
Вы картиночки сложите,
Про животных расскажите.
Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.
Умеют взаимодействовать
со сверстниками
и взрослыми
Осмысление - ребята, чем мы сегодня интересным с вами занимались на занятии?
- кому помогли?
-что нового мы сегодня узнали?
- как это удалось?
- хотели бы вы, что бы у вас был такой друг, как лиса? Почему? -мы отгадывали загадку,
-слушали сказку,
-мы узнали кто такая выдра,
-мы сложили картинки.
ЛИСА И ВЫДРА (Василий Пантелеймонович Стародумов)
Давно это было. Жила, говорят, в этих местах одна Лиса. Пищу себе она добывала только обманом. Лиса эта была еще молодая, а уже успела многих зверей перехитрить и еду у них отобрать. Вот однажды идет она по берегу озера и думает: «Я самая хитрая здесь. Все звери добывали мне пищу. Кого бы еще перехитрить? Я с кем еще не встречалась?» И она начала вспоминать, с кем она еще не встречалась. Шла-шла, думала-думала и вспомнила:
— Выдра есть! С ней не встречалась! — обрадовалась Лиса.
И пошла дом Выдры искать возле озера.
Искала, искала, вот нашла ее дом, говорит Выдре :
— Вот в гости к тебе пришла. Давай будем дружить. Я живу одна: ни сестер, ни братьев поблизости не имею — бросили меня. Вдвоем нам будет хорошо. В гости будем ходить и вкусной едой друг друга угощать будем.
Выдра слышала от других зверей о хитростях молодой Лисы, думает: «Это, наверно, та молодая Лиса. Если я ей откажу в дружбе, то она мне зло какое-нибудь сделает. Добуду я ей рыбы сегодня, а завтра мне пусть она рыбу добывает».
И так подумав, Лисе сказала :
— Я согласна дружить. Угощу тебя вкусной рыбой. А завтра ты угостишь рыбой. Выдры только рыбу едят.
А потом пошла на берег озера, нырнула в воду и достала из глубины большого Тайменя.
Отдала Лисе Тайменя, сказала :
— Вот тебе мое угощение!
Лиса съела жирного Тайменя и говорит:
— Спасибо за угощение. Жирный был Таймень и большой. Так наелась, что домой не смогу дойти. Ночевать у тебя останусь. Тебе завтра угощение добуду.
А когда спать легли, Лиса подумала : «В хорошем месте Выдра живет : в озере много вкусной рыбы, утки и гуси плавают. А в лесу возле моего чума нет рыбы. Здесь буду жить».
Утром Лиса проснулась и рыбу в озере добывать пошла.
Пришла к тому самому месту, прыгнула в воду и схватила огромного Тайменя. Начала его вытаскивать, а не может вытащить: плавать-то она не умеет. Таймень видит, что Лиса не может его одолеть, а только сидит на нем, еще глубже нырнул. Лиса так и сидит у него на спине: и отпускать большого Тайменя не хочет и как спастись не знает, барахтается в воде да и только. Затащил ее Таймень на дно озера и там погибать бросил.
Там погибла эта молодая и хитрая Лиса. Не знала она, что Выдра водяной зверь и плавать умеет, как рыба.
А лесные звери только обрадовались: на одну хитрую Лису стало в тайге меньше.
— Вот тебе мое угощение!