Светлана Трескина
Конспект занятия по развитию речи «Гласный звук [Ё], буквы «Ё», «ё» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ё] и буквой Ё, ё.
Учить определять место звука в трех позициях.
Учить составлять однокоренные слова.
Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь и интерес к чтению, родному языку.
Ход занятия:
1. Анализ звука Ё. Это гласный звук.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Гласный звук [Ё], буквы „Ё“, „ё“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Ё
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дети доказывают необходимость звука Ё и приводят слова с Ё в трех позициях:
-в начале слова: ёлка, ёж, ёрзать;
- середине: Семён, Лёва, Лёня, Лёша, вёз, самолёт;
-в конце: моё, твоё, бельё и т. д.
-Сейчас, ребята, вы узнаете, как читается (произносится) согласный перед Ё.
2. Коллективная работа с фланелеграфом.
2.1. На фланелеграфе слова: ВОЗ ВОЛ НОС
-Сколько звуков в слове вол?
-Как слышится первый звук?
-Какой гласный звук в этом слове?
-Преобразуем слово вол в слово вёл.
-Как теперь слышится первый звук в слове?
-Можно ли оставить О после первой согласной?
-Нет, тогда получилось бы опять слово вол.
Так же преобразуются слова воз, нос. Обязательно обращается внимание на изменение значения слов.
2.2. Сопоставление слов:
ВОЛ ВЁЛ
НОС НЁС
-Как читается первая буква в каждой паре слов?
-В первом твердо, во втором мягко.
-Когда согласная читается твердо?
-Перед буквой О.
-Когда она читается мягко?
-Перед буквой Ё.
2.3. Чтение слогов с договариванием до целого слова
Ло. шадь Во…лы По….лка Со…м
Лё. ша Вё. дра Пё….рышко Сё…ма
То. ня
Тё. тя
3. Повторим скороговорку.
Идет козел с козой, А коза идет с косой.
4. Анализ буквы Ё, ё.
Буква — 4 колючка».
Ёлка, Ёж,и Ёрш.
И все ужасно колко —
И ёж, и ёрш, и ёлка.
Рассматриваются элементы буквы, сходство и различие с буквой Е. Буква «прописывается» в воздухе.
5. Чтение слоговых таблиц:
С некоторыми словами составляются предложения (повествовательные, восклицательные, вопросительные)
Физкультминутка
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолет.
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет:
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (3 раза)
1 —2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»;
и. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.
6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
6.1. Составить из букв отгадки на загадки :
Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами.
(Ёж)
Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год?
(Ёлка)
Драчун и забияка Живет в воде, Кости на спине, И щука не проглотит.
(Ёрш)
Составить однокоренные слова: ёж — ёжиться — ежовый — ежонок и т. д.
6.2. Из слогов составить имена любимых вами людей.
7. Игровое упражнение «О ком я рассказываю?»
Летает, клюет, каркает — (ворона)
Чирикает, клюет, летает — (воробей)
Клюет, воркует, летает — (голубь)
Кукует, клюет, летает — (кукушка)
8. Итоги занятия.