Завьялова Виктория Рамазановна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Русские народные сказки»
Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.
Задачи:
Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам, закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Развивающие : развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование и материалы: нитки, карточки с отрывками из сказок, карточки с заданиями, мяч, карточки с картинками из сказки, сундук с замком, карточки с изображением животных, книга «Сборник русских народных сказок», раскраски с сюжетами сказок для детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг и повторить за мной слова:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
" Доброе утро!"
"Доброе утро!" солнцу и птицам.
"Доброе утро!" улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Возвращаемся на свои места, садимся красиво, выпрямляем спину, кладем руки на колени.
(Дети вернулись на стулья)
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) А почем вы их любите? Вы знаете, что есть сказки, есть рассказы, есть стихи, а как определить сказку? Правильно, в сказках много чудес. А какие? (Ответы детей). Звери, рыбы птицы ведут себя, как люди, разговаривают, как люди. А еще в сказках есть повторяющееся магические числа. Какие (Ответы детей) : три царских сына, три невестки, три задания, которые нужно исполнить. Чему учат нас сказки? (в сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто оказался в беде. Они учат нас не щадя сил бороться за правое дело и побеждать.)
Воспитатель: Ребята, а какие сказки мы называем народными сказками? (те сказки, которые придумал народ.) У народных сказок нет автора. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Сказки появились очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка могла стать то длинной, то короткой. Сказки передавались от одного поколения к другому, поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Я слышу шаги, как вы думаете, кто это мог быть? (Ответы детей)
(Под музыку входит сказочница, в руках у нее сундук.)
Сказочница : Здравствуйте, ребята, я – Сказочница. (Дети здороваются). Я попала к вам из волшебной страны сказок и для вас принесла целый сундук со сказками. Давайте посмотрим, какие же сказки в нем. (Волшебница показывает сундук, и дети замечают, что он закрыт на замок. А под сундуком письмо от Бабы Яги.) А откуда замок? Вот письмо, давайте его прочитаем.
«Здравствуйте детишки-ребятишки! Не можете открыть сундук? Это я его закрыла на замок. А чтобы открыть его, вам необходимо выполнить несколько заданий. С каждым выполненным заданием, вы найдете ключик, который и поможет открыть замок на сундуке. Думайте, гадайте. Ребята, вы хотите посмотреть, что в сундуке. Готовы? Вот вам задание, оно поможет найти ключик. Подсказка : во многих сказках есть такой волшебный предмет, который указывает путь героям сказок. Что это за предмет? (волшебный клубок). Но я его распутала. И чтобы вернуть ему волшебную силу, вам нужно называть названия сказок, и делать один моток. Чем больше назовете сказок, тем быстрее замотаете нить в клубок и тогда он покажет путь к ключику.»
Сказочница : ну не может жить баба Яга спокойно, чтобы не навредить кому-то!
Воспитатель: Что ж ребята, давайте вернем силу волшебному клубку. Встаем в круг. Игра «Назови сказку». Дети, вы должны передавать клубок соседу и называть название сказки и намотать нить на клубок. Можно я начну первая? Хорошо?
(курочка, ряба, колобок, маша и медведь, Василиса прекрасная, теремок, репка, Морозко, петушок и бобовое зернышко, царевна-лягушка, гуси-лебеди, три медведя, каша из топора, Снегурочка, лисичка сестричка и серый волк, по щучьему велению., заюшкина избушка, сестрица Аленушка и братец Иванушка, бычок – смоляной бочок, теремок, лиса и журавль.) (Дети остаются в кругу)
Сказочница : Ребята, вы большие молодцы. С заданием справились. Давайте произнесем волшебные слова: «нам клубочек помоги, к ключику ты приведи!»
(Сказочница катет клубок, и он прикатывается к столу возле доски. На столе лежит конверт.)
Сказочница : Дети, пойдемте со мной. (Дети идут вместе со Сказочницей за клубком. Дети находят конверт и отдают ключнице, а в нем второе задание.)
- Баба-Яга предлагает вам сыграть в игру «Найди пару». Возьмите каждый карточку с героем сказки и найдите себе персонажа из этой же сказки и встаньте парами.
Воспитатель: Каждый должен назвать пару и своего героя сказки и название сказки. (Ответы детей)
Дети, что мы сейчас делали? (Играли в игру «Найди пару»).
Сказочница : Молодцы, справились с заданием. Посмотрим в конверте ключик. Он подходит к замочку? Тимофей посмотри. Не подходит.
Ну, что посмотрим, куда нас дальше приведет клубок? Говорим заклинание: «Нам клубочек помоги, к ключику ты приведи!»
(Сказочница катит клубок, и он прикатывается к полке с учебной литературой. Дети идут за Сказочницей.)
Сказочница : Где тут конверт? Вот еще один конверт от Бабы-Яги. Читаем задание: «Для вас необычная сказка, послушайте ее и найдите ошибки и назовите название сказки». (Отдает письмо воспитателю).
Воспитатель: Ребята, давайте я прочитаю письмо. Можно? А вы внимательно слушаете. Давайте присядем в полукруг. (Дети и воспитатель садятся в круг)
Сказка «Катя и три волка».
Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутая по лесу, набрела она на избушку. А в избушке жили три волка, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из всех тарелок, посидела на всех стульях, а затем легла на самую маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты, заметили, что кто-то хозяйничал в их доме. А Катя услыхала, выпрыгнула в окно и убежала.
Какие ошибки вы услышали?
(сказка «три медведя», девочку зовут Маша, герои не волки, а медведи.
Маша легла не на раскладушку, а в кровать.)
Воспитатель: (спрашивает Сказочницу) Ребята справились заданием?
Сказочница : Молодцы, справились! Давайте посмотрим подходит ли ключик к замку. Алина проверь. Не подходит.
Воспитатель: Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет! Давайте встанем в круг.
Физкультурная минутка "Теремок"
Наш весё лый теремок: он не низок, не высок.
(встать на носки, присесть)
В нём лягушка прыг да прыг,
(прыжки)
Воробьишка чик – чирик,
(махи руками)
петушок тянет носок,
(ходьба на месте с выс. подн. колен)
и зайчишка скок да скок.
(прыжки на месте)
Мушка крылышками машет,
(бег на месте)
Мышка же с платочком пляшет.
(дети пляшут)
Ёж закрыл дверной замок,
Сторожит он теремок
(хлопки)
Сказочница : Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. Говорим заклинание: «Нам клубочек помоги, к ключику ты приведи!»
(Сказочница катит клубок. Клубок оказывается у спортивного уголка. Дети находят конверт, который приклеен к мячу.)
Задание «Назови второе имя».
У многих сказочных героев «двойные имена», например: Кощей - Бессмертный. Давайте встанем в круг, Я вам буду бросать мяч, и произносить первую половину имени сказочного героя, а вы мне мяч возвращаете и говорите вторую половину. (Дети встают в круг).
Ход игры:
- Змей ….Горыныч
Василиса…. Прекрасная
Кощей….Бессмертный
Мальчик …. с пальчик
Сестрица …. Аленушка
Крошечка…. Хаврошечка
Иван…Царевич
Братец … Иванушка
Елена …. Премудрая
Муха…Цокотуха
Кот…В сапогах
Вини…Пух
Дед…Мороз
Баба…Яга
Доктор…Айболит
Соловей…Разбойник
Воспитатель: Ребята, в какую игру вы играли? («Назови второе имя сказочного героя»).
Сказочница : Молодцы, давайте проверим ключик? Посмотрите ключик не подходит.
Вы готовы выполнять задания дальше? (Ответы детей). Ну, что Сказочница кати клубок дальше. Тогда говорим волшебные слова: «Нам клубочек помоги, к ключику ты приведи!» Дети пойдемте за клубком.
(Сказочница катит клубок, он оказывается возле книжной полки)
Сказочница : А вот и следующие задание: в письме написаны отрывки сказок. Баба-Яга хочет проверить, знаете ли вы эти сказки.
Воспитатель: Дети, давайте пройдем на стульчики и послушаем их.
- Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили… (Аленушку.) («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Сказочница : И все-то она умеет, всё у неё ладится, а что не умеет, к тому привыкает, а привыкши тоже ладит с делом. Отец глядит на младшую дочь и радуется. («Финист-Ясный сокол»)
- Взяла она чистые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу – звери рыскучие. («Царевна-лягушка»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились ребята с заданием? (Спрашивает Сказочницу).
Сказочница : Конечно, давайте проверим ключик. Подходит? Нет. Тогда
говорим заклинание «Нам клубочек помоги, к ключику ты приведи!»
(Сказочница катит клубок, и он оказывается возле полки с настольными играми).
Следующее задание от Бабы-Яги. Она предлагает поиграть в игру «Что лишнее?» (Воспитатель достает картинки из конверта и выкладывает их на три стола). Рассмотрите четыре картинки, угадайте сказку, уберите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали? (Ответы детей). Сказочница, справились ли дети с задание?
Сказочница : Справились! Давайте посмотрим, подходит ли ключик? Ура подошел!
Воспитатель: молодцы ребята!
(После этих слов Сказочница открывает сундука. Воспитатель вместе с детьми рассматривают книги со сказками и их иллюстрации. А на дне сундука, находят подарок - раскраски с героями народных сказок. Дети самостоятельно в свободное время раскрашивают их.)
Рефлексия.
Воспитатель: Давайте Сказочнице скажем спасибо!
Сказочница : Спасибо, вам за путешествие, а мне пора вместе с клубком возвращаться в страну сказок. До свидания!
(Дети и воспитатель прощаются со Сказочницей)
Воспитатель: Давайте вернемся на стульчики.
-О чем мы сегодня говорили?
- Что тебе больше всего понравилось?
- Какое задание было трудным?
- Вам понравилось наше занятие?