Мужавирова Гульсем Маратовна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ознакомление с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить с произведениями писателя К. Д. Ушинского.
Формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений).
Вводить в словарь детей антонимы.
Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными образовывать по образцу сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.
Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Ознакомление с рассказом К, Д, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Развивать интонационную сторону речи
Углублять восприятие содержания и формы произведений.
Воспитывающие:
Воспитывать умение самостоятельно организовывать свой досуг.
Воспитывать культуру речевого общения.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие.
Предварительная работа: чтение рассказов К. Д. Ушинского.
Формы организации: совместная деятельность воспитателя с детьми.
Методы: словесный, игровой, наглядный.
Оборудование и материал: иллюстрации картинок (зима, весна, лето, осень) кроссворд, карточка знак восклицательный, лист бумаги А4, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и отгадайте. (По мере отгадывания загадок на доске воспитатель вывешивает картинки, изображающие времена года).
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло.
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая … (зима).
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Наступает непогода,
Это к нам идет… (весна).
Спеет сладкая малина
На лесной опушке,
На болоте у осины
Квакают лягушки.
И выводит соловей
Трели до рассвета.
Ночь короче, день длинней,
Наступило … (лето).
Вот ненастный день понуро
Листьев ворох в ноги бросил,
И сереет небо хмуро,
И дождями плачет … (осень).
Воспитатель: Скажите, что изображено на картинках? (Зима, весна, лето, осень). А как можно сказать об этом одним словом? (Времена года). А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
- зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая);
- весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая);
- лето какое? (жаркое, красивое, солнечное);
- осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом про мальчика Митю. Рассказ называется «Четыре желания». Написал рассказ Константин Дмитриевич Ушинский. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весё лый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Воспитатель: Как звали мальчика? (Митя) Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках). Каким он был зимой? (Румяным и веселым). Какое желание высказал мальчик своему отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима).
Послушайте внимательно и скажите, какой знак стоит в конце предложения: «Уж как весело зимой!» (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу, и каждый из вас придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией, ваши предложения должны быть радостными, восклицательными!
- Уж как радостно зимой!
- Уж как славно зимой!
- Уж как весело зимой!
- Уж как отлично зимой!
- Уж как здорово зимой!
- Уж как хорошо зимой!
Молодцы, ребята, справились с заданием!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд. Вы должны отвечать на вопросы и отгаданные слова записывать в пустые клеточки. Вопрос под цифрой 1: «Что нарвал Митя на лугу?» (Цветы). Вопрос под цифрой 2: «Какого цвета был луг?» (Зелёный). Вопрос под цифрой 3: «Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя?» (Бабочки). Вопрос под цифрой 4: «Какие были бабочки?» (Пестрые). Вопрос под цифрой 5: «Куда записывал свои желания Митя?» (В книжку). Как мальчик говорил о весне? («Что за прелесть эта весна!») Прочитайте, какое слово получилось по вертикали? (Весна) Молодцы! Все правильно отгадали.
1 Ц В Е Т Ы
2 З Е Л Ё Н Ы Й
4 П Ё С Т Р Ы Е
5 К Н И Ж К А
3 Б А Б О Ч К И
Воспитатель: Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос). Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене). Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположные по смыслу слова.
- летом погода теплая, а зимой …. холодная;
- летом дни длинные, а зимой … короткие;
- облако легкое, а туча … тяжелая;
- летом идет дождь, а зимой … снег;
- осенью дни пасмурные, а летом … солнечные, ясные;
- в солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день … грустное.
Воспитатель: Какое время года наступило после лета? (Осень). Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши). Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге) Что мальчик говорил отцу? («Осень – лучше всех времен года!») Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете).
Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, а осенью еще лучше. Давайте сравнивать:
- весна теплая – а лето? (теплее);
- трава зеленая – а после дождя? (зеленее);
- осенью холодно – а зимой? (холоднее);
- береза высокая – а ель? (выше);
- клубника сладкая – а малина? (слаще);
- вата мягкая – а пух? (мягче);
- дорога узкая – а тропинка? (уже);
- река глубокая – а море? (глубже);
- мальчик высокий – а его отец? (выше).
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать, прочитав рассказ Ушинского «Четыре желания»? (Каждое время года хорошо по-своему. В любое время года можно заняться любимым делом, веселиться и играть, не скучая). Молодцы, ребята, вы сегодня были очень активными на занятии. А сейчас я предлагаю вам нарисовать свое любимое время года и чем вы любите в это время заниматься.