Ольга Александровна Мясникова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Беседа о А. С. Пушкине»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» с. Вадинск
Занятие
по развитию речи
на тему:
«Беседа о А. С. Пушкине»
Подготовила : воспитатель
Мясникова Ольга
Александровна
с. Вадинск
2023 г.
Цель: Закрепление знаний о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина.
Задачи:
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
- расширять словарь детей, обогатить образными выражениями, уточнить значение
устаревших слов;
- обращать внимание детей на выразительные средства языка (ритмичность,
поэтичность, выразительность).
Развивающие :
- развитие связной речи, умения высказывать свои мысли и чувства;
- развивать в детях интерес к поэзии, к произведениям А. С. Пушкина;
- развивать выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта;
- прививать любовь к родному слову;
- воспитывать бережное отношение к книгам;
- воспитывать такие качества как доброта, отзывчивость.
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне…», «Сказка о попе и его работнике Балде».
Оборудование: выставка сказок А. С. Пушкина, портрет поэта, мультимедийный проектор, зеркальце, рыбка, белка, фигурка петушка, веревка.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Ребята, послушайте отрывки из стихотворений:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…» (из стихотворения «Осень»)
- О каком времени года, говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)
- Какие приметы осени вы здесь услышали? (Ответы детей)
- Послушайте другой отрывок:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.»
- Какое время описывают в этих строках? (Ответы детей)
- Назовите приметы зимы. (Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, а что объединяет эти стихи? (Ответы детей)
- Общее у этих строк то, что их написал один и тот же человек –
великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
- Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого великого
русского поэта.
II. Основная часть.
- А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Он родился много лет тому назад (1799 г. р., 6 июня, в Москве, в небогатой дворянской семье.
Показ слайда маленького Пушкина.
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили читать книги. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Отец Пушкина сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения.
- С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о детях няня - Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, любил слушать её необыкновенно простые и волшебные сказки.
Когда мальчик Саша подрос, он сам стал сочинять сказки, стихи. Он писал и стихи, и поэмы о любви, о дружбе, о природе. В стихах о природе можно найти все четыре времени года.
Показ слайда 3. Портрет Взрослого А. Пушкина.
- Послушайте, как Пушкин написал о чудесном морозном дне:
«Под голубыми небесами
Великолепными шатрами
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»
- Красива богатая снегом зима, но совсем скоро солнце растопит сугробы, побегут звонкие ручьи и за зимой придет… (весна)
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют…»
- Имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Произведения А. С. Пушкина изучают в школе. Поклонники его творчества есть и за рубежом, в других странах. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его сказки мы читаем и любим до сих пор.
Слайд 2. Памятник А. С. Пушкину
- Сейчас я предлагаю вам окунуться в мир сказок, которые написал А. Пушкин. Его сказки отличаются стихотворной формой, красотой русского языка.
Слайд 3. Иллюстрации из сказок А. С. Пушкина
- Загадаю вам загадки, а вы должны отгадать название сказки:
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о…
(Рыбаке и рыбке)
Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно».
«Сказка о золотом петушке».
«Жил-был поп, толоконный лоб».
«Сказка о попе и его работнике Балде»
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.»
«Сказка о царе Салтане…»
- Полное название этой сказки "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди.
- Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперед (дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка Яга живёт (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком (показывают пальчиком)
Глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят (руки вверх).
- Молодцы! Все правильно назвали.
- Предлагаю вам поиграть. Я назову вам слово, а вы должны подобрать к нему признак.
Игра «Подбери признак»
Рыбка (какая)– золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.
Море (какое) – синее, неспокойное, почерневшее
Старуха (какая) – злая, грубая, сварливая, жадная.
Старик (какой) – добрый, вежливый, справедливый.
Землянка (какая) – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.
- Дети, у меня есть сундучок. В нем лежат волшебные предметы. Ваша задача: назвать предмет и сказать из какой он сказки.
Игра «Волшебный сундучок».
Предметы: зеркальце, рыбка, белка, петушок, веревка.
- Все предметы вы назвали, из какой сказки тоже угадали. Молодцы!
- И еще одно задание: соберите картинку и расскажите, что на ней изображено.
III.Заключительная часть.
- О творчестве какого поэта мы сегодня говорили?
- Какие произведения писал А. С. Пушкин? Для кого писал А. Пушкин?
- Какая сказка вам понравилась?
- Чему учат сказки А. Пушкина?
- Ребята, сегодня вы проявили ум, смекалку, показали, что хорошо знаете сказки А. С. Пушкина.
- Большое вам спасибо за вашу работу!