Зазуля Марина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Занятия по развитию речи на тему : «Знакомство с Кириллом и Мифодием!»
(первое занятие)
Воспитатель: Зазуля М. В.
2014 г. Байкальск
Программное содержание: Познакомить детей со святыми первоучителями и просветителями славянскими.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Упражнять детей в умении согласовывать в речи имена существительные и прилагательные и правильно употреблять слова в родительном падеже.
Учить образовывать слова по образцу.
Продолжить учить детей выразительно читать стихотворение, следить за речевым дыханием, дикцией. Понимать основную идею стихотворения.
Закреплять знания о школьных принадлежностях: портфель, пенал, резинка, тетрадь и т. д.
Развивать логическое мышление, внимание, смекалку. Воспитывать интерес к школе, желание учиться.
Словарная работа:
• Обогащение словаря: Мифодий, Русь, первоучитель, просветители.
• Активизация словаря: презентация, кроссворд, ребус, ключевое слово.
Оборудование:
Презентация, предметы (колокольчики, бантики, яблоки, карандаши, резинки, ручки, книги, геометрические фигуры, картинки игл: швейная, медицинская, сосновая, еловая. стихотворение
«Читалочка» В. Берестов, детям –карточки со словами, буквы, Незнайка.
Ход занятия:
Ребята! На нашей земле живут люди, животные, птицы, рыбы, насекомые. Но люди отличаются от всех живых существ тем, что могут говорить. У всего на свете есть название: у тучки, у реки, у гвоздики, у березы, у ветра и молнии. В разговоре мы так и говорим: "Бабушка, я по тебе соскучилась". Но это хорошо сказать, когда бабушка рядом. А если она в деревне, в другом городе? Надо же как-то сказать ей, что ты скучаешь, ждешь ее в гости. Можно позвонить? А если у бабушки сломался телефон? Написать! Написать письмо. Письмо дороже любого звонка, письмо можно перечитать, показать соседям.
Чтобы написать письмо, надо знать слова. А слова составлены из букв. Буквы живут в азбуке. Наша азбука сейчас почти в том виде, в каком ее принесли на Русь братья Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский много книг, научили нас читать и писать. Кирилл и Мифодий являются первоучителями.
На основе славянской азбуки была азбучная молитва. "Аз буки веди" в переводе: я ведаю (знаю) буквы. "Глаголь, добро, есть, живете" в переводе: хорошо жить по-доброму.
Учили азбуку раньше вслух, все вместе. Была даже такая пословица:
"Азбуку учат, во всю избу кричат".
День святых братьев Кирилла и Мефодия празднуется как раз в день, когда в наших школах раздается последний звонок, 24 мая. Этот день - праздник славянской письменности и культуры.
Ребята давайте и мы с вами, сегодня покажем свои знания, ведь вы – бедующие школьники. Только будьте внимательны, а Кирилл и Мифодий вам помогут.
А для начала зарядка для ума.
• Игра первая – «Что не стало?»
Разные предметы будут играть с вами в прятки (на столе разные предметы по 2 убираю по очереди, спрашиваю).
- Чего не стало? (колокольчиков, бантиков, яблок, карандашей, резинок, ручек, книг).
• Игра вторая «Какие бывают иголки»
Загадка:
Отгадай, что за слово
Есть у каждого портного?
Вместо шубы это слово Ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой
В Новый год придет ко мне. (Игла)
- Какие иглы бывают?) Швейные, сосновые, еловые, медицинские.
- Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие).
- Какой иглой мы шьем? (Швейной)
• Игра «Закончи предложение»
Ты ежа не трогай лучше, потому что он …. (колючий)
Лиса потрогала ежа и …. (укололась).
У папы – ежа иголки длинные и толстые, а у ежат… (короткие и тонкие)
Иглы на елке еловые, а на сосне…. (сосновые).
Отвечай по скорей, какие из них длинней? (Иглы сосновые длиннее, иглы еловые короче).
Кроссворд
Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд, тогда вы узнаете ключевое слово, которое в нем спряталось.
1. Он признался ножу:
— Без работы я лежу!
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог.
Карандаш 2. Грамоты не знаю,
а весь век пишу.
Ручка
3. Шел урок, а он молчал —
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел. Звонок
5. То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей кз!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?.
Ответ: Тетрадь
4. Карандаш, линейку, ластик
Сохранит коробка-пластик.
Не беда, что очень мал, —
Все вместит цветной. Пенал
Ну что ж, дети, как хорошо вы отгадали загадки – разгадали ключевое слово – школа.
Игра «Один много».
Игла - игл
Пила – пил
Мишка – мишек
Мышка – мышек
Шишка – шишек
Ложка – ложек
Кошка - кошек
А сейчас я вам предлагаю пройти столам и из геометрических фигур собрать картинку. Когда вы ее собираете, мы узнаем без чего дети, не ходят в школу.
(Ответы детей)
Правильно.
Это – портфель! Без портфеля ни один школьник не ходит в школу. Да, ребята, пройдет совсем немного времени, и вы с портфелем в руках первый раз пойдете в первый класс.
«Сколько в школе вы узнаете,
Сколько книжек прочитаете
Вам по школьному пути
Много лет нужно идти.
А нам, чтоб дальше заниматься
Нужно нам друзья размяться.
Физминутка
Медведь проснулся,
Потянулся, улыбнулся,
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился,
Водой из ручья умылся
Нарядился
И пошел по лесу
Куролесить.
Берегись, лесной народ,
Зверь голодный идет! (Ходьба по-медвежьи.)
Ребята! Как вы понимаете пословицу:
Грамоте учиться — вперед пригодится?
Да дети, учиться нужно для того, чтобы уметь считать, писать, читать, много знать.
Об этом и написал свое стихотворение поэт Валентин Берестов. Оно так и называется «Читалочки». Сегодня мы его выучим наизусть, оно поможет вам понять, почему важно научиться читать.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
• Как называется стихотворение?
• Кто автор?
• Почему необходимо уметь читать?
(повторное чтение стихотворения)
• Как надо читать стихотворение? (чтение стихотворения детьми).
Мы, ребята, с вами еще не школьники, но буквы знаем и немного читать и писать умеем.
- Кирилл и Мифодий помогите – грамоте научите!
Рассеянный Незнайка неправильно, с ошибками подписал картинки: мок (мак, рук (рак, дум (дом, мяшка (мишка).
Молодцы, ребята, помогли Незнайки, исправить свои ошибки.
Скоро вы пойдете в школу, и учитель посадит вас за школьную парту на первый ваш урок.
А что вы будете делать на школьных уроках? Молодцы!
Вот и подошло к концу наше занятие.
Что нового, интересного вы узнали? (ответы детей)
А вы меня ребята, порадовали своими ответами, знаниями. Молодцы!