Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «В окно повеяло весной» для детей средней и старшей групп

Ирина Косорукова
Конспект занятия по развитию речи «В окно повеяло весной» для детей средней и старшей групп
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи : «В окно повеяло весной» в средней+ старшей группе.

Программное содержание:

1. Обучать детей подбирать родственные слова, упражнять в словообразование прилагательных и глаголов с помощью приставок и суффиксов.

2. Формировать умение использовать в речи формы существительных в родительном падеже; упражнять в согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, подборе родственных слов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В окно повеяло весной“ для детей средней и старшей групп» размещена в разделах

3. Развивать умение передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, умение отвечать на поставленные вопросы, в соответствии с содержанием пересказывать прочитанный отрывок.

4. Развивать логическое мышление, воображение.

5. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в любом времени года.

Материал.

Демонстрационный:

• магнитная доска,

• мольберт,

• аудиодиск,

карточки с изображением: камень, ручей, сосулька, солнце.

• фишки – наклейки.

Раздаточный:

предметные картинки с изображением: брюк, носок, валенок, варежек,

ботинок, шарфов, сапог.

Словарная работа:

«мокрый», «грязный», «весенний», «веснушки», «веснянки», «снег потемнел», «стало небо выше», «треснул лед».

Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.

2. Наблюдение на прогулке за снегом, деревьями, птицами.

3. Рассматривание картины «Времена года» - различать времена года по их характерным признакам, с их последовательностью.

4. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» (художественное рассказывание по картине) .

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.

1. Дети садятся в круг. Звучит аудиозапись отрывка стихотворения С. Маршака

из сказки «Двенадцать месяцев».

«Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Буд–то раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей,

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки».

2. Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом замечательном стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, ребята. А какие слова – родственники есть у слова «весна»?

Дети: Весенний, весеннее, веснушки, веснянки.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это слова – родственники?

Дети: По смыслу похожи.

Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами?

Дети: Да.

Воспитатель: Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это?

Дети: День, ручей, снег, цветок.

Воспитатель: Весенняя? Что это?

Дети: Картина, погода, трава.

Воспитатель: Весеннее? Что это?

Дети: Небо, солнце, облако, настроение.

3. Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз. Обратите внимание, какие приметы весны называет в нем автор.

Звучит аудиозапись.

Воспитатель: Кто из вас, какие приметы запомнил?

Дети называют строки из стихотворения: «снег потемнел», «треснул лед», «стало небо выше».

Воспитатель дополняет ответы детей.

4. Ребята, представьте мы с вами в весеннем лесу. А сейчас, давайте поиграем с солнышком. Пусть наши глазки немножко отдохнут.

Гимнастика для глаз.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной (моргают глазками)

Ну-ка, лучик, покружись,

На глаза мне покажись (круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду (взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду (взгляд вправо.)

Воспитатель: Пойдем по лесу потихоньку, чтобы…

Дети: Не спугнуть птиц, зверей.

Воспитатель: Идем, раздвигаем ветки, чтобы…

Дети: Не уколоться.

Воспитатель: Вышли на поле и увидели – черных грачей. Они первыми прилетают, чтобы…

Дети: Вывести птенцов, свить гнезда.

Воспитатель: Мы их называем перелетными, потому что…

Дети: Они улетают на зиму, а весной прилетают.

5. Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку в лес весной, то мы все равно одеваемся тепло. Давайте вспомним, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на прогулку.

Дети: Пальто, ботинки, куртку, брюки, шапку.

Воспитатель: А я для вас приготовила картинки.

Воспитатель показывает картинки с изображением: носок, сапог, пальто, рукавичек, шарфов, брюк.

Воспитатель размещает на доске картинки, дети называют.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?». Ребята, закройте глаза.

Воспитатель убирает одну картинку.

Дети, открыв глаза, должны назвать чего не стало.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно ответили.

А теперь, давайте вспомним физкультминутку «Как-то раннею весной».

Как-то раннею весной

На опушке лесной (Дети стоят в кругу)

Появилась стая птиц

Не скворцов и не синиц,

А большущие грачи. (Дети бегут на носочках, чуть подняв согнутые в локтях руки)

Цвета черного, как ночь

Разбежались на опушке (Приседают)

Прыг – скок, крак – крак,

Там сучок, там червяк! (Бегут в разные стороны)

6. Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

- Весна.

- А какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Как много вы знаете о весне!

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

- Всё правильно ответили, молодцы.

7. Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее и послушайте сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Воспитатель читает сказку.

Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.

Благодать в лесу!

На опушке старый Камень-валун хвалится:

- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.

- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!

- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!

- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка - я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою. Какая же без меня весна!

- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланятесь, меня благодарите!

- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна. Разве иначе весна начнется! Разве иначе.

Не успела Сосулька договорить. "Кап" - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.

Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.

Молчат. И сразу стало ясно, кто весну - то делает.

После воспитатель задает вопросы детям.

Вопросы воспитателя:

• О чем говорится в этой сказке

• Какие приметы весны перечислил автор в этой сказке?

• Почему Камень считал, что весну делает он?

• Почему Ручей считал, что без него не будет весны?

• Почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?

• Кто же играет главную роль в наступлении весны?

Воспитатель: А сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, а вы послушайте очень внимательно, потому что будете пересказывать.

Воспитатель еще раз рассказывает сказку.

Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет пересказать сказку?

Воспитатель приглашает трех желающих.

Воспитатель: Ребята, договоритесь между собой, кто из вас перескажет начало сказки, кто середину, а кто закончит сказку. Итак, начинайте пересказ.

Дети рассказывают.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, наши рассказчики смогли пересказать сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Чей пересказ вам больше всего понравился?

Дети: …

Воспитатель: Мне тоже понравился пересказ Даши, потому что она смогла точно передать сюжет сказки. Молодцы, ребята.

Итог: Молодцы, ребята! Вот и закончилась наша прогулка по весеннему лесу. Весеннее солнце благодарит вас за активное участие и дарит свои волшебные фишки – наклейки.

Вы так старались все сегодня. И так много нового узнали о весне, о весенних приметах, вспомнили весенние месяцы (спросить у детей какие, пересказали сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Всем спасибо.

Публикации по теме:

Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития. Словообразование представляет собой,.

Перспективный план коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи I. Формирование психологической базы речи. Цель. Развивать у ребенка целенаправленное восприятие, память, мышление. II Развитие импрессивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «В окно повеяло весной» для детей средней и старшей групп
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 14:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «В окно повеяло весной» для детей средней и старшей групп» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Косорукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД