Ирина Косорукова
Конспект занятия по развитию речи «В окно повеяло весной» для детей средней и старшей групп
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи : «В окно повеяло весной» в средней+ старшей группе.
Программное содержание:
1. Обучать детей подбирать родственные слова, упражнять в словообразование прилагательных и глаголов с помощью приставок и суффиксов.
2. Формировать умение использовать в речи формы существительных в родительном падеже; упражнять в согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, подборе родственных слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В окно повеяло весной“ для детей средней и старшей групп» размещена в разделах
- Весна. Весеннее оформление окон
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать умение передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, умение отвечать на поставленные вопросы, в соответствии с содержанием пересказывать прочитанный отрывок.
4. Развивать логическое мышление, воображение.
5. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в любом времени года.
Материал.
Демонстрационный:
• магнитная доска,
• мольберт,
• аудиодиск,
• карточки с изображением: камень, ручей, сосулька, солнце.
• фишки – наклейки.
Раздаточный:
• предметные картинки с изображением: брюк, носок, валенок, варежек,
ботинок, шарфов, сапог.
Словарная работа:
«мокрый», «грязный», «весенний», «веснушки», «веснянки», «снег потемнел», «стало небо выше», «треснул лед».
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.
2. Наблюдение на прогулке за снегом, деревьями, птицами.
3. Рассматривание картины «Времена года» - различать времена года по их характерным признакам, с их последовательностью.
4. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» (художественное рассказывание по картине) .
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.
1. Дети садятся в круг. Звучит аудиозапись отрывка стихотворения С. Маршака
из сказки «Двенадцать месяцев».
«Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Буд–то раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей,
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки».
2. Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом замечательном стихотворении?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно, ребята. А какие слова – родственники есть у слова «весна»?
Дети: Весенний, весеннее, веснушки, веснянки.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это слова – родственники?
Дети: По смыслу похожи.
Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами?
Дети: Да.
Воспитатель: Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это?
Дети: День, ручей, снег, цветок.
Воспитатель: Весенняя? Что это?
Дети: Картина, погода, трава.
Воспитатель: Весеннее? Что это?
Дети: Небо, солнце, облако, настроение.
3. Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз. Обратите внимание, какие приметы весны называет в нем автор.
Звучит аудиозапись.
Воспитатель: Кто из вас, какие приметы запомнил?
Дети называют строки из стихотворения: «снег потемнел», «треснул лед», «стало небо выше».
Воспитатель дополняет ответы детей.
4. Ребята, представьте мы с вами в весеннем лесу. А сейчас, давайте поиграем с солнышком. Пусть наши глазки немножко отдохнут.
Гимнастика для глаз.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной (моргают глазками)
Ну-ка, лучик, покружись,
На глаза мне покажись (круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду (взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду (взгляд вправо.)
Воспитатель: Пойдем по лесу потихоньку, чтобы…
Дети: Не спугнуть птиц, зверей.
Воспитатель: Идем, раздвигаем ветки, чтобы…
Дети: Не уколоться.
Воспитатель: Вышли на поле и увидели – черных грачей. Они первыми прилетают, чтобы…
Дети: Вывести птенцов, свить гнезда.
Воспитатель: Мы их называем перелетными, потому что…
Дети: Они улетают на зиму, а весной прилетают.
5. Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку в лес весной, то мы все равно одеваемся тепло. Давайте вспомним, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на прогулку.
Дети: Пальто, ботинки, куртку, брюки, шапку.
Воспитатель: А я для вас приготовила картинки.
Воспитатель показывает картинки с изображением: носок, сапог, пальто, рукавичек, шарфов, брюк.
Воспитатель размещает на доске картинки, дети называют.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?». Ребята, закройте глаза.
Воспитатель убирает одну картинку.
Дети, открыв глаза, должны назвать чего не стало.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно ответили.
А теперь, давайте вспомним физкультминутку «Как-то раннею весной».
Как-то раннею весной
На опушке лесной (Дети стоят в кругу)
Появилась стая птиц
Не скворцов и не синиц,
А большущие грачи. (Дети бегут на носочках, чуть подняв согнутые в локтях руки)
Цвета черного, как ночь
Разбежались на опушке (Приседают)
Прыг – скок, крак – крак,
Там сучок, там червяк! (Бегут в разные стороны)
6. Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)
- Весна.
- А какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Как много вы знаете о весне!
- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)
- Давайте проверим.
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зима холодная, а весна - …- тёплая.
Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.
- Всё правильно ответили, молодцы.
7. Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее и послушайте сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».
Воспитатель читает сказку.
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу!
На опушке старый Камень-валун хвалится:
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.
- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!
- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка - я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою. Какая же без меня весна!
- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланятесь, меня благодарите!
- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна. Разве иначе весна начнется! Разве иначе.
Не успела Сосулька договорить. "Кап" - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.
Молчат. И сразу стало ясно, кто весну - то делает.
После воспитатель задает вопросы детям.
Вопросы воспитателя:
• О чем говорится в этой сказке
• Какие приметы весны перечислил автор в этой сказке?
• Почему Камень считал, что весну делает он?
• Почему Ручей считал, что без него не будет весны?
• Почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?
• Кто же играет главную роль в наступлении весны?
Воспитатель: А сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, а вы послушайте очень внимательно, потому что будете пересказывать.
Воспитатель еще раз рассказывает сказку.
Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет пересказать сказку?
Воспитатель приглашает трех желающих.
Воспитатель: Ребята, договоритесь между собой, кто из вас перескажет начало сказки, кто середину, а кто закончит сказку. Итак, начинайте пересказ.
Дети рассказывают.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, наши рассказчики смогли пересказать сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Чей пересказ вам больше всего понравился?
Дети: …
Воспитатель: Мне тоже понравился пересказ Даши, потому что она смогла точно передать сюжет сказки. Молодцы, ребята.
Итог: Молодцы, ребята! Вот и закончилась наша прогулка по весеннему лесу. Весеннее солнце благодарит вас за активное участие и дарит свои волшебные фишки – наклейки.
Вы так старались все сегодня. И так много нового узнали о весне, о весенних приметах, вспомнили весенние месяцы (спросить у детей какие, пересказали сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».
Всем спасибо.