Татьяна Франчак
Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системой языка, так как словообразование происходит путём соединения морфем.
Функция словообразования формируется к 7-8 годам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен владеть следующими способами словообразования:
Публикация «Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов
- образование глаголов при помощи приставок
- образование относительных прилагательных
- образование притяжательных прилагательных
Ребёнок дошкольного возраста осваивает грамматические законы родного языка, совершенствует не только речь, но и логическое мышление. Усвоение словообразования предполагает достаточную сформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие в значении и формально-языковых признаках слов, а также сохранность психических функций: мышления, восприятия, памяти, внимания и др.
В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются особенности процессов словообразования. У детей с ЗПР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребёнок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответсвии со значениями, однако ещё недостаточно дифференцирует с учётом норм языка. В связи с этим становится понятным более позднее начало и своеобразие периода детского словотворчества у детей с ЗПР. У этих детей отмечается и большая продолжительность этого периода. Нарушения формирования процесса словообразования у детей с ЗПР проявляются при словообразовании как существительных и прилагательных, так и глаголов.
Содержание работы по формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ЗПР.
- Образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов.
- Образование имён прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов
- Образование относительных прилагательных
- Образование притяжательных прилагательных
- Образование наречий от имён прилагательных
- Образование глаголов при помощи приставок
- Образование имён существительных при помощи приставок
- Образование сложных слов
- Образование однокоренных слов.
Система игр и упражнений по формированию процесса словообразования у детей с ЗПР.
При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Игры можно проводить с мячом.
Словообразование имён существительных
Игра№1 «Назови ласково»
Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово: дом. Ребёнок ловит мяч и возвращая его педагогу произносит слово ласково: домик и т. д.
Слова:
Стол – столик (дом, пол, двор, хвост, лист, корабль, мост)
Пень – пенёк (зверь, день, конь, гриб, город, брат)
Ваза – вазочка (кость, звезда, тумба, лампа, лента, кофта)
Бумага – бумажка (железо, картон, шоколад)
Игра №2 «Собери семью»
Оборудование: предметные картинки взрослых животных, и их детёнышей.
Педагог предлагает рассмотреть картинки, соединить их парами и назвать животного и его детёныша.
Игра №3 «Большой – маленький» (игра с мячом)
Маленький стол – столик
Большой комар – комарище
(маленький куст, большой куст, маленький ковёр, маленький комар, большая изба, маленький винт, большой помидор, большой слон)
Игра №4 «Кто ты?»
Педагог говорит ребёнку: «Посмотри на картинку. Это танцор. Он танцует на сцене. А теперь мы поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию»
Игра №5 «Назови женские профессии»
Мужчина – портной, а женщина – портниха
Ткач –
Повар –
Воспитатель –
Словообразование прилагательных.
Игра №1 «Угадай, кто хозяин»
(образование притяжательных прилагательных)
Оборудование: картинки (сумка мамы, очки бабушки, рога лося, хвост лисы и т. д.)
Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей? Чья? Чьё?»
Игра №2 «Найди ошибки Незнайки»
Незнайка называет предложение, в котором одно прилагательное заменено существительным. Детям предлагается исправить ошибки, и произнести предложение правильно:
На улице льёт (осень) дождь. Какой дождь льёт на улице?
Дует тёплый (весна) ветер.
У причала стоит маленький (река) трамвай.
Наступил первый (зима) день.
Папа купил сыну (воздух) шар.
Дима играет (резина) мячом.
Игра №3 «Назови, какой предмет»
Оборудование: картинки (лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева и т. д.)
Ваза из стекла какая? стеклянная
Ложка из дерева – деревянная
Кофта из шерсти – шерстяная
Лодка из резины – резиновая и т. д.
Игра №4 «Назови правильно листья»
Лист дуба – дубовый, лист берёзы - …., лист рябины - …. И т. д.
Игра №5 «Образование прилагательных от наречий»
Быстро – быстрый
Чисто – чистый
Грязно – грязный
Легко – лёгкий
Тяжело – тяжёлый
Игра №6 «Сравни и закончи предложение» (образование сравнительной степени имён прилагательных).
Апельсин большой, а арбуз ещё…. (больше)
Клубника маленькая, а смородина ещё ….
Дыня сладкая, а арбуз ещё ….
Персик мягкий, а вишня ещё ….
Яблоко твёрдое, а орех ещё ….
Формирование процессов словообразования проводится не только на организованных занятиях по развитию речи, но и во всех видах детской деятельности: совместной, самостоятельной. Игры проводятся на основе ознакомления детей с новой лексической темой, с постепенным усложнением, с учётом возраста и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника. Наилучших результатов удаётся достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к ребёнку, восторженное, эмоциональное поощрение даже за самую маленькую удачу и старание ребёнка в непростом деле формирования лексико-грамматических представлений.