Папки-передвижки

Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития

Татьяна Франчак
Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системой языка, так как словообразование происходит путём соединения морфем.

Функция словообразования формируется к 7-8 годам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен владеть следующими способами словообразования:

Публикация «Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

- образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов

- образование глаголов при помощи приставок

- образование относительных прилагательных

- образование притяжательных прилагательных

Ребёнок дошкольного возраста осваивает грамматические законы родного языка, совершенствует не только речь, но и логическое мышление. Усвоение словообразования предполагает достаточную сформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие в значении и формально-языковых признаках слов, а также сохранность психических функций: мышления, восприятия, памяти, внимания и др.

В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются особенности процессов словообразования. У детей с ЗПР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребёнок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответсвии со значениями, однако ещё недостаточно дифференцирует с учётом норм языка. В связи с этим становится понятным более позднее начало и своеобразие периода детского словотворчества у детей с ЗПР. У этих детей отмечается и большая продолжительность этого периода. Нарушения формирования процесса словообразования у детей с ЗПР проявляются при словообразовании как существительных и прилагательных, так и глаголов.

Содержание работы по формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ЗПР.

- Образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

- Образование имён прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов

- Образование относительных прилагательных

- Образование притяжательных прилагательных

- Образование наречий от имён прилагательных

- Образование глаголов при помощи приставок

- Образование имён существительных при помощи приставок

- Образование сложных слов

- Образование однокоренных слов.

Система игр и упражнений по формированию процесса словообразования у детей с ЗПР.

При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Игры можно проводить с мячом.

Словообразование имён существительных

Игра№1 «Назови ласково»

Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово: дом. Ребёнок ловит мяч и возвращая его педагогу произносит слово ласково: домик и т. д.

Слова:

Стол – столик (дом, пол, двор, хвост, лист, корабль, мост)

Пень – пенёк (зверь, день, конь, гриб, город, брат)

Ваза – вазочка (кость, звезда, тумба, лампа, лента, кофта)

Бумага – бумажка (железо, картон, шоколад)

Игра №2 «Собери семью»

Оборудование: предметные картинки взрослых животных, и их детёнышей.

Педагог предлагает рассмотреть картинки, соединить их парами и назвать животного и его детёныша.

Игра №3 «Большой – маленький» (игра с мячом)

Маленький стол – столик

Большой комар – комарище

(маленький куст, большой куст, маленький ковёр, маленький комар, большая изба, маленький винт, большой помидор, большой слон)

Игра №4 «Кто ты?»

Педагог говорит ребёнку: «Посмотри на картинку. Это танцор. Он танцует на сцене. А теперь мы поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию»

Игра №5 «Назови женские профессии»

Мужчина – портной, а женщина – портниха

Ткач –

Повар –

Воспитатель –

Словообразование прилагательных.

Игра №1 «Угадай, кто хозяин»

(образование притяжательных прилагательных)

Оборудование: картинки (сумка мамы, очки бабушки, рога лося, хвост лисы и т. д.)

Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей? Чья? Чьё?»

Игра №2 «Найди ошибки Незнайки»

Незнайка называет предложение, в котором одно прилагательное заменено существительным. Детям предлагается исправить ошибки, и произнести предложение правильно:

На улице льёт (осень) дождь. Какой дождь льёт на улице?

Дует тёплый (весна) ветер.

У причала стоит маленький (река) трамвай.

Наступил первый (зима) день.

Папа купил сыну (воздух) шар.

Дима играет (резина) мячом.

Игра №3 «Назови, какой предмет»

Оборудование: картинки (лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева и т. д.)

Ваза из стекла какая? стеклянная

Ложка из дерева – деревянная

Кофта из шерсти – шерстяная

Лодка из резины – резиновая и т. д.

Игра №4 «Назови правильно листья»

Лист дуба – дубовый, лист берёзы - …., лист рябины - …. И т. д.

Игра №5 «Образование прилагательных от наречий»

Быстро – быстрый

Чисто – чистый

Грязно – грязный

Легко – лёгкий

Тяжело – тяжёлый

Игра №6 «Сравни и закончи предложение» (образование сравнительной степени имён прилагательных).

Апельсин большой, а арбуз ещё…. (больше)

Клубника маленькая, а смородина ещё ….

Дыня сладкая, а арбуз ещё ….

Персик мягкий, а вишня ещё ….

Яблоко твёрдое, а орех ещё ….

Формирование процессов словообразования проводится не только на организованных занятиях по развитию речи, но и во всех видах детской деятельности: совместной, самостоятельной. Игры проводятся на основе ознакомления детей с новой лексической темой, с постепенным усложнением, с учётом возраста и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника. Наилучших результатов удаётся достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к ребёнку, восторженное, эмоциональное поощрение даже за самую маленькую удачу и старание ребёнка в непростом деле формирования лексико-грамматических представлений.

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентация на тему «Логопедическая работа по формированию словообразования у детей с ОНР» Многие исследователи, изучавшие детей с общим недоразвитием речи, отмечали недостатки овладения ими морфологической системой языка и, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 02:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Франчак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД