Светлана Кошелева
Конспект занятия по развитию речи «Учимся отгадывать загадки». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Учить детей отгадывать загадки по сюжетным картинкам. Формировать связность и четкость высказывания. Развивать мышление, внимание, память на материале описательных загадок. Закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать связную речь. Закрепить знания об изменениях, происходящих весной в природе. Заложить основы экологического воспитания.
Оборудование.
Наглядный демонстрационный материал, персонаж «Незнайка».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Учимся отгадывать загадки“, Старшая группа» размещена в разделах
Мотивация занятия.
В. : Ребята, к нам пришел Незнайка. Давайте подойдем к нему, что-то он говорит.
Незнайка: Вы всё весна да весна. А я вам картинку принес, пусть будет зима!
В. : Разве прав Незнайка? (Нет это весна. Снег почти растаял, в реке вода не замершая, скворец в скворечнике виден, а скворцы весной прилетают)
Незнайка: А у меня загадки есть, только мне никак не отгадать. Поможете мне?
(Да, поможем)
В. : Ну вот после завтрака и поможем. Ребята к нам не только Незнайка пришел, к нам ещё сегодня гости придут.
Общая игра.
В. : Ребята, а что мы обещали Незнайке?
(Помочь отгадывать загадки.)
В. : Правильно. Берём стульчики и садимся на ковер, а мы с Незнайкой сядем перед вами и его картину поставим рядом, чтобы всем хорошо было видно. Все ребята сели правильно, потому что мы уже старшая группа. Чтобы помочь Незнайке отгадать загадки, дети старшей группы, что должны делать.
(Внимательно слушать и запоминать.)
В. : Тогда слушайте, есть у меня одна загадка про зиму :
Голубая простыня весь свет покрывает «Снег»
Ребята, давайте вместе подумаем, что же это за такая простыня, которая весь свет покрывает? У кого какие варианты ответов? (Это снег, он голубого цвета и лежит везде: на деревьях, на крышах домов,, на дороге.) А как…ты думаешь? Правильно отвечают ребята?
Молодцы, мою загадку отгадали, но нам нужно помочь Незнайке.
-Незнайка,а у тебя какая загадка есть?
Незнайка: Да, есть, простая загадка про снег.
В. : Незнайка, зачем ты отгадку сказал?
Ребята, разве правильно Незнайка загадку загадал? (Нет, не правильно.)
А кто знает, что такое загадка и как правильно ее загадывать. (Нужно описать предмет или вещь, а называть ее нельзя.)
Молодцы ребята, правильно. Теперь ты понял Незнайка, как нужно загадать загадку?
Незнайка: Да, теперь понял. Я сейчас другую загадаю :
Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала! «Речка».
В. : Ребята,Незнайка же нам картину принес, может там подсказки есть на его загадки, посмотрите внимательно. (Находят отгадку. Летом река течет- бежит, зимой она замерзает поэтому говорят что она спит, а весной вода растаяла и побежала.)
А у меня тоже есть загадка. Отгадку никто не говорит. Тот, кто знает отгадку и может её объяснить, будет объяснять Незнайке, а мы послушаем.
Бежало, шумело,
Заснуло, заблестело. «Речка». (Вода в реке двигается, значить бежит, за камушки и растения задевает от этого шумит, а когда замерзла, не двигается, как будто спит, лед блестит.)
В. : Все так думают? Может ещё есть другие варианты? Молодцы, все правильно объяснили.
Есть у меня еще одна загадка
Лежало одеяло, мягкое, белое,
Солнце припекло, одеяло потекло. «Снег».
(Это снег, потому что снег мягкий, пушистый и белый. Он укрывает и согревает землю,как одеяло, а солнышко пригреет он растает и потечет)
Все так считают или кто-то хочет дополнить?
Следующая загадка.
Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал. «Снег».
(Это снег, он зимой в поле лежит, а когда весна настанет, он растает и превратится в воду, которая попадет в речку)
В. : А кто думает по- другому? Может, кто- то хочет исправить ответ? Молодцы справились с загадкой. Теперь посмотрите внимательно на картинку и подумайте, может быть, кто-нибудь из вас по этой картине может вспомнить другие загадки или сам сочинит загадку?
(Без рук, без топорёнка построена избёнка «Гнездо» ;
На шесте дворец, во дворце певец.
Как его зовут? «Скворец»)
В. : Какие мы молодцы, такие хорошие загадки вспомнили и сочинили. А у меня ещё есть загадка.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, а зимой согревает «Дерево»
Кто сможет объяснить загадку? (Весной на дереве распускаются листочки и мы этому рады, а летом листочки большие получается тень в тени прохладно, осенью на дереве созревают плоды, мы их кушаем, а зимой печь можно топить дровами из дерева.)
Все согласны с? Замечательно, понятное объяснение.
В. : Ну, и последняя загадка самая трудная, ее сможет отгадать только самый внимательный.
Незнайка: Я знаю про дерево.
В. : Не торопись Незнайка послушай сначала.
Стоит дуб, на дубе двенадцать веток.
На каждой ветке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь птенцов.
У каждого птенца одно крыло белое, а другое черное.
Что же это такое? (Календарь)
Незнайка: Я же сказал, что про дерево, про дерево и есть, чего тут думать.
В. : Торопишься ты Незнайка, давай лучше ребят послушаем, они же обещали тебе помочь, пусть объяснят. (Двенадцать веток- это 12 месяцев, четыре гнезда- это четыре недели у месяца, семь птенцов- это семь дней в недели, одно крыло белое, другое черное- это день и ночь)
В. : Видишь Незнайка какие у нас умные и внимательные дети. А вы ребята молодцы, умеете отгадывать то, что придумали люди, и сами-то постарались придумать загадки. Давайте дома еще потренируетесь и родителям загадки загадаете.
Теперь обсудим наше занятие. Ребята, а как вы считаете, справились мы с заданием? А почему ты…. так думаешь? А ты ….как считаешь? (Я хорошо все объяснял. А я правильно отгадывал. А я внимательно слушал и сразу сказал отгадку.)
Молодцы, всем спасибо, занятие окончено.