Валентина Володичева
Конспект занятия по развитию речи «Только елочка одна весела и зелена»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
— вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;
— побуждать в инсценировке и игре-драматизации передавать ролевой диалог;
— обогащать речь прилагательными;
— уточнять и закреплять правильное произношение согласных звуков [т], [т’].
Материалы: 2 платка (цветной и белый, вырезанные из бумаги снежинки на ни-точке, елочка, покрытая искусственным снегом (ватой, «берлога», игрушки (мишка, заяц, белочка, элементы костюмов зверей (на усмотрение воспитателя).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Только елочка одна весела и зелена“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает детям историю, сопровождая слова действиями с предметами и игрушками:
Воспитатель: Было лето. На лугу росла зеленая травка, цвели цветочки. (Расстилает на столе расписной платок.) А потом стало очень холодно, цветы увяли.
Читает отрывок из стихотворения О. Высотской «Елочка» :
Ни листочка, ни травинки,
Тихим стал наш сад,
И березки и осинки
Голые стоят.
Воспитатель: Выпал снег и накрыл землю белым покрывалом. (Расстилает белый платок.) В воздухе стали кружиться снежинки, словно белые цветы. (Демонстрирует снежинки на ниточке.)
- Как вы думаете, ребята, когда это бывает? (Зимой.)
Затем читает загадку:
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
- Как вы думаете, дети, что это за цветы (Снежинки)
- Расскажите мне, какие снежинки? (Белые, легкие, воздушные, холодные, пушистые.)
- Давайте с вами покружимся как снежинки.
Во время кружения воспитатель повторяет эпитеты к слову снежинка.
Воспитатель выставляет елочку, покрывает ее искусственным снегом (ватой) и читает еще один отрывок из стихотворения О. Высотской «Елочка» :
Только елочка одна
Весела и зелена,
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она
Воспитатель: Посмотрите, под елкой кто-то устроил берлогу и лег спать до весны.
Выставляет «берлогу» и загадывает детям загадку:
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны? (Медведь)
- Как вы думаете, что видит мишка во сне?»
Выслушивает фантазии детей.
Далее воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой и «укладывает в берлогу» медведя:
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой - снег, снег.
А под елкой спит медведь
Тише, тише. Не шуметь!
Педагог приглашает детей тихо 3 раза произнести последнюю строку стихотворения, поднося в конце палец к губам (жест «тихо»).
Воспитатель: Только мишка забрался в берлогу, стучится к нему зайчишка: "Мишка, мишка, пошли кататься на санках. А мишка в ответ:
— Сплю, сплю.
Прибежала к берлоге белочка.
— Мишка, мишка, пошли в снежки играть.
А мишка в ответ: — Сплю, сплю».
Далее воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Мишка, мишка, леже бока» :
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
Педагог приглашает детей рассказать, как зайка и белочка звали мишку поиграть. Рассказчику вручают игрушки. Предоставляется свобода импровизации. В случае необходимости педагог оказывает помощь: повторяет за ребенком громко его слова, подсказывает начало предложения, задает вопросы: «Куда звал мишку зайка? Как хотела играть с мишкой белочка? Что ответил мишка?» Игра повторяется 3 раза.
Далее организуется игра-драматизация. Дети надевают элементы костюмов и разыгрывают ролевой диалог. Игра повторяется по желанию детей, как позволяет время, но не менее 3 раз! Игрушки для инсценировки и элементы костюма в драматизации дети передают друг другу сами. Таким образом устанавливается очередность в игре.
В заключение дети произносят слова: «Тише, тише. Не шуметь!»