Любовь Григорьева
Конспект занятия по развитию речи «Милости просим, гости дорогие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с избой и её Хозяйкой.
Задачи:
Обучающие:
. Познакомить детей с избой. Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;
. Формировать представление о назначении старинной домашней утвари (печка, прялка, колыбель, самовар, чугунок);
Развивающие :
. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, мыслительную активность, культуру речи элементарные связи;
. Развивать логическое мышление используя разные способы;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Милости просим, гости дорогие“ в старшей группе» размещена в разделах
. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда.
Ход:
Хозяйка исполняет песню «Ах вы сени».
Хозяйка: Люди в старину жили не так, как мы сегодня. И одежда была другая, и обувь, да и дома были совсем другие. Люди в старину жили в деревянных домах, сделанных из брёвен. Вот о таком доме – избе, и будет мой рассказ. Милости прошу, гости дорогие, в мою избу русскую. Пожалуйста, ребятушки, проходите в горницу светлую.
Горница-это нарядная и красивая комната в доме, в ней гостей принимают. Давайте рассмотрим все, что в ней есть. Какой предмет больше всего места занимает?
Дети: (Печка)
Хозяйка: Правильно. А зачем в избе печка?
Дети: (Дом обогревать, еду варить, одежду сушить).
Хозяйка: Без печи хата- не хата. Когда в печи жарко, тогда и варко. А еще зимой, если заболеешь, простынешь, нужно лечь на теплую печку и прогреться, болезнь и уйдет. Послушайте, как я к печке обращаюсь:
Ой ты, печка-сударыня:
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Рядом с печкой лавка стоит. Что на ней вы видите?
Дети:(Бочонок, ведерки, ушат)
Хозяйка: В этих ведерках я водичку из колодца ношу. А помогает мне коромысло (показ). Коромысло - это вот такая деревянная дуга с крючками на концах.
Кладется оно на плечи, а ведерки на крючочки вешаются. (Беру на плечи коромысло, дети вешают ведра).
(Беседа о полке с посудой). Ребятки, а что на этой полке вы видите?
Дети: ( Посуду: тарелочки, горшочек, ложки деревянные, крынки).
Хозяйка: В крынках хранится молочко, сливочки, сметанка, творожок.
А это прялки. Длинными зимними вечерами сяду на лавочку у прялки и рукодельничаю: из шерсти ниточки пряду, вышиваю, кружева плету. А храню это все в сундуке. (Показ сундука, рассматриваем содержимое: платки, вышивки, кружева. Накидываю на плечи платок)
Платок на плечи накинешь - он и украшает, и согревает. А кружева и вышивки горницу украшают.
А теперь давайте присядем на лавочку к столу. Посидим рядком да поговорим ладком. (Дети рассаживаются вокруг стола. Показ шкатулки)
Есть у меня шкатулочка расписная, не простая, с секретом. Угадайте, что в ней может быть? (Дети высказывают свои предложения). Живут в шкатулке разные загадки. Умеете загадки отгадывать? Загадаю вам загадки про те предметы, которые есть в моей горнице.
1. Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложка. (Стол)
2. Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
3. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (Печка)
4. Стоит Ерошка - четыре ножки. (Скамейка)
5. В дом пришел, всех вокруг себя собрал. (Стол)
Хозяйка: Откуда же стол пришел? Из чего он сделан?
Дети: (Из досок, из дерева)
Хозяйка: А где растут деревья? (В лесу) Значит стол из лесу пришел.
Молодцы, хорошо вы загадки разгадали. Теперь пора и развлечься. Люблю я песни петь, хороводы водить, в игры играть. Поиграйте со мной в игру «Золотые ворота»
(Считалкой выбирают двух человек – это ворота. Дети становятся цепочкой. Воспитатель ведет за собой детей через эти ворота и поет:
Золотые ворота, проходите, господа,
Первой мать пройдет, всех детей проведет.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
На последнем слове «ворота» закрываются, поймав кого-то из детей. Пойманные дети тоже встают в ворота)
Хозяйка: Есть такая русская народная пословица: «Красна изба не углами, а пирогами». Красным в старину называли красивое, прекрасное, лучшее. Дом славился не только красотой внешнего вида, не богатством убранства и украшением углов и стен и не мебелью красивой, а хлебосольством, гостеприимством хозяев. Иными словами, лучший дом не тот, где богаче или красивее, а тот где хозяин щедр, не скупиться на угощения.
Я в гости вас ждала - угощенье припасла. В печи испеклись калачи, в самоваре чаек вскипел. А вот и моё угощение (Корзина с баранками) :
Ай, качи, качи, качи - вот баранки-калачи
Вот баранки - калачи, с пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи.
(Проводится чаепитие. Угощаю детей баранками и наливаю им чай из самовара. Звучит веселая народная музыка)
Хозяйка: А теперь, ребятки, нам пора прощаться и вам в группу возвращаться. Буду ждать вас в гости через неделю. Придете? (Ответ детей).
Литература:
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А Маркеева, О. Н. Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «Детство-Пресс», 1999 г.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 1998 г.
Н. В. Бабинова «Тематические фольклорные вечера для дошкольников», СП-б: «Детство-Пресс», 2014 г.