Валентина Присенко
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в сказку»
Подготовила:
Присенко В. А.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в сказку“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Программное содержание: учить пользоваться прямой и косвенной речью; закрепить умение правильно произносить звуки, говорить не торопясь, выразительно; совершенствовать умение детей образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных; закрепить умение определять место звука в слове, делить слова на слоги; продолжать развивать фонематический слух; воспитывать дружелюбное отношение к животным.
Оборудование:
-наглядность с изображением зимних и весенних явлений в природе;
- изображения ежей;
-деревья, пеньки, кустики, цветы;
- картинки со словами и изображениями, в которых присутствует звук «Ж»;
- азбука;
-шкатулка;
-сюрпризы для детей.
Ход.
В группе разложены кустики, деревья, цветы и т. д. – весенняя полянка. Входят дети, воспитатель обращает внимание детей на полянку.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в сказке, но чтобы нам туда попасть, необходимо отгадать загадки:
Тает снежок,
Зеленеет лужок.
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
Правильно, ребята, а эта загадка про время года, которое прошло. Послушайте внимательно:
Дел у меня не мало,
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома,
А зовут меня? (зима)
Воспитатель: Умницы. Вы очень внимательные и за это я приглашаю вас в весеннюю сказку. Но что бы туда попасть, нам необходимо повторить признаки зимы.
Обращаем внимание на доску, где расположены изображения снеговика, птиц у кормушки, лыжника, саней и т. д. и девочка в весенней одежде, дети у скворечника, подснежники и распускающиеся деревья.
Воспитатель: Что же это такое? Мне кажется, что тут все перепуталось. Давайте сейчас все вместе посмотрим на изображения, и определим, какие же из них относятся к зимнему времени года, а какие к весеннему. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, но прислушайтесь, мне кажется, или у нас в группе кто-то шумит? Да это же ежик! Здравствуй ежик! Как ты тут очутился?
Ежик: Привет, ребята! Рыжая плутовка лиса разбудила меня и сказала, что уже наступила весна. Я вот вылез из своей норы, но совсем замерз.
Воспитатель: Да, ежик, весна наступила, но вам, ежам еще рано просыпаться. Иголочки тебя согреть не смогут. Знаешь что? Иди – ка, ты к нам на пенечек, посиди тут, а солнышко тебя пока согреет.
Ежик проходит на пенек.
Ежик: ребята, а я всю зиму сплю и совершенно не знаю, что же это такое – зима. Вы мне не расскажите о ней?
Воспитатель: Конечно, ежик мы тебе поможем! Сейчас я буду составлять предложения о весне, а ребята о зиме, договорились?
Весной солнце светит много, а зимой… мало. Весной земля покрыта зеленой травой, а зимой… снегом. Весной на деревьях распускаются листочки, а зимой… деревья стоят голые.
Ежик: Спасибо, ребята, вы такие умные и так много знаете, умеете говорить такие длинные предложения. Теперь я тоже буду все знать о зиме.
Воспитатель: А вот мы сейчас и проверим, хорошо ли вы знаете признаки весны и зимы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Весна-зима». Когда я начну говорить о весне, вы поднимаете вверх солнышко и улыбаетесь, а когда о зиме, то вы поднимаете вверх тучки и хмуритесь, договорились? А ты. Ежик помогай ребятам. Итак, приготовились. «Наступили холода, превратилась в лед вода», умницы, все показали тучки и нахмурились. «Распустились на деревьях листочки, птички прилетели с юга». Верно, это весна. «Холод, холод и мороз, щиплет, щиплет нас за нос». «Солнышко нам греет ручки, разгоняет с неба тучки». Какие вы у меня внимательные.
Воспитатель: Ежик, а ребята приготовили стихотворения, загадки и чистоговорки о тебе.
Ежик: Правда? Я с удовольствием послушаю их.
Загадки:
Хоть и круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
---
В клубок свернется,
А взять не дается.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Чистоговорки:
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, молока дадим ежу,
Жи-жи-жи, в лесу живут ежи.
Воспитатель: Вот сколько всего знают о тебе дети. А сейчас ребята покажут тебе свою физкультминутку:
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся-
Ежик сладко потянулся.
Ежик сладко потянулся,
Солнцу нежно улыбнулся.
На пенек легонько прыг!
Сел удобно и притих.
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли о стихотворениях. Кто хочет рассказать их ежику? (дети рассказывают заготовленные стихотворения ежику)
Воспитатель оценивает четкость произносимых слов, звуков, выразительность чтения.
Воспитатель: Ежик, к нам в гости пришла лисичка, она очень хочет побеседовать с тобой.
На голову ребенка одевается шапочка лисички, исполняется диалог.
Лиса: Всем ты, Еж, и хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
Еж: А, что, я лиса с колючками некрасивый что-ль?
Лиса: Да не то, что бы не красивый!
Еж: А может я с колючками неуклюжий?
Лиса: Да не то, что бы неуклюжий!
Еж: Ну, так какой же я с колючками?
Лиса: Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!
Воспитатель: Да, очень острые Ежик у тебя иголки, только не всем это нравиться! Ребята, а что же мы с вами называем словом «иголка»? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, иголки у елки, швейные иголки. Иголки для уколов, иголки у кактуса. Они все называются одним словом, но при этом обозначают разное. А чем же похожи все иглы? (ответы детей) А что же ты, Ежик загрустил? Или может, обидели мы тебя?
Ежик: Хорошо вам ребята, а я вот совсем один остался. Маму, папу и братишек своих потерял.
Воспитатель: Не грусти Ежик, лучше посмотри, что у нас есть! (показывает изображение семьи Ежика)
Ежик: Ох, как хорошо то! Это папа, мама и все мои братья.
Воспитатель: Какая у тебя дружная семья! Дети, а как же мы назовем папу? Правильно, еж. А маму? Ежиха. А братиков? Ежата. Вот сколько слов мы с вами назвали! Во всех этих словах присутствует одна и та же часть «ЕЖ». Эти слова связаны между собой по смыслу. Давайте вспомним, как они называются? Правильно, родственные слова.
Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем. Игра называется «Ау». Когда я буду вас звать вы протяжно отвечаете мне ааа-уууу. Все запомнили?
Включается веселая музыка. Дети играют. Воспитатель зовет каждого ребенка по имени и когда все дети соберутся, воспитатель задает вопросы.
Воспитатель: Какие вы у нас молодцы. Вот вы все и нашлись. А какое же слово вы все произносили? Все произносили слово «Ау» на длинном выдохе.
Ежик: Какие ребята зоркие, внимательные. А с моим заданием вы справитесь? У меня на иголке наколот листок. Вы листок с меня сорвите, и картинку рассмотрите. Самое короткое и самое длинное слово найдите.
Дети срывают листок и рассматривают изображения.
Воспитатель: Ребята. Я хочу помочь вам. Давайте «прошагаем» слова. Сколько слогов в слове столько и шагов. По моему сигналу мы начинаем шагать и четко проговариваем каждый слог слова. Жук. Сколько шагов мы сделали? Правильно, один. Зима. Сколько шагов? Правильно два.
Воспитатель: По ту сторону леса, в заснеженных горах стоит старая избушка. В этой избушке спрятан сундук, а в нем стоит необычной красоты шкатулка. В шкатулке нас ждет сюрприз. Но только у нас беда, шкатулку может открыть только тот, кто знает место звука «Ж» в слове.
Дети по порядку рассматривают свои картинки и называют месло звука в слове.
Из шкатулки всем раздаются небольшие подарки за правильные ответы.
Воспитатель: Ребят, вот и заканчивается наше путешествие. Давайте вместе сейчас отправимся обратно в садик. Для этого мы все возьмемся за руки и закроем глаза. Только для начала, попрощаемся с Ежиком.
Ежик: До свиданья, ребята! До новых встреч!