Рухлина Екатерина Алексеевна
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать интерес к использованию в речи наиболее употребительных существительных по отношению к сказочным героям.
2. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды предложений.
3. Развивать интерес к русским народным сказкам.
4. Способствовать развитию свободное общение с взрослыми и детьми.
5. Воспитывать интерес к народному творчеству, бережное отношение к книгам.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие по русским народным сказкам“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
6. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Словарная работа:
Обогащение словаря: люди, народ, теремок- расписной.
Активизация словаря: лисичка-сестричка, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегай-ка, волчок-серый бочок, петушок-золотой гребешок.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок : «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам : «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба»
Оформление выставки книг с русскими народными сказками.
Средства : книга сказок с пустыми страницами, книга с русскими народными сказками, письмо, карточки с загадками, разрезные картинки, иллюстрации сказок «Теремок»,
«Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба».
Способы: игровая ситуация, загадывание загадок, рассматривание, вопросы, объяснение, показ
Ход работы:
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
Руки мы пожмем друг другу и тепло пойдет по кругу.
На полу лежит книга, воспитатель ее открывает - она пустая.
Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу.
А разве книги должны лежать на полу?
Дети: нет не должны.
Воспитатель: Где нужно хранить книги?
Дети: на книжной полке.
Воспитатель: Правильно, на книжной полке.
Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку.
Ребята, посмотрите, а книга пустая. (дети рассматривают книгу)
А где же сказки? (ответ детей)
Почему они убежали? (ответ детей)
Что же мы должны сделать, чтобы они вернулись? (ответ детей)
Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо:
Воспитатель читает письмо:
«Сказка – это чудеса и волшебная страна.
много сказочных свершений.
Но чтоб сказки вам найти,
нужно многое пройти:
сложные задания,
забавные свидания.
Эй, ребята, торопитесь,
в сказках вы не заблудитесь!
И подпись: Ваши сказки».
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь вернуть сказки в книгу?
А вы любите сказки? А кто сочиняет сказки?
Дети: Люди, народ
Воспитатель: давай все вместе скажем ЛЮДИ, НАРОД
Воспитатель: Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям. Часто вечерами дети слушали бабушкины сказки. Сказки учат добру, дружбе.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы поиграем с вами в игру: «Я начну, а вы продолжите».
В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, которое его характеризует. Например, Иван - Царевич. Я буду называть имя персонажа, а вы продолжать:
Лисичка - (сестричка, Мышка - ….(норушка, Лягушка - (квакушка, Зайка - (побегай-ка, Волчок - (серый бочок, Петушок - (золотой гребешок).
В сказках бывает и доброе, и плохое. И конечно, добро побеждает.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. А чтобы вам было легче их вспомнить, поиграем в игру «Угадай сказку».
Воспитатель читает отрывки из сказок.
Стоял домик расписной,
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –
Жили не тужили.
Но пришел медведь и давай реветь.
Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.
Воспитатель: Какая это сказка?
Дети: «Теремок»
Воспитатель показывает иллюстрации
Воспитатель: Кто первый пришел к теремку?
Дети: мышка-норушка,
Воспитатель: а кто последний?
Дети: Мишка косолапый
Воспитатель: Почему медведь не смог войти в теремок?
Дети: медведь большой, а теремок маленький.
Воспитатель: Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.
Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался?
Дети: «Колобок»
Воспитатель: Кого встретил колобок в лесу?
Дети: зайца, медведя, волка, лису
Воспитатель: Кто помнит, какую песенку пел колобок?
Дети: я от бабушки ушел и от дедушки ушел
Воспитатель:
Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он, сам того не ведая, несет ее домой. …
Дети: «Маша и медведь»
Воспитатель: Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок?
Дети: Вижу, вижу… Не садись на пенек, не ешь пирожок
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Зайку выгнала лиса…
Плачет зайка «Вот беда!»
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Кто помог заиньке и выгнал лису из его избушки?
Дети: петух.
Воспитатель: И последняя загадка:
Она снесла яичко, да не простое, а золотое.
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: а теперь ребята я вам предлагаю отдохнуть.
Физминутка:
- Тень, тень, потетень,
Выше города плетень (руки вверх)
Сели звери под плетень (присесть)
Похвалялися весь день (встать)
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса». (руки под подбородком - наклон головы с поворотом вправо, влево)
Похвалялся зайка: - «Пойди, догоняй-ка!» : (руки перед грудью, как лапки, прыжки)
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» (поглаживание плеч и рук)
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь» (руки вперед и в стороны).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки.
Воспитатель открывает книгу.
Воспитатель: Посмотрите, и все сказки к нам вернулись! Но теперь надо нам запомнить, что книги нужно беречь!
Воспитатель: а теперь третье задание, последнее «Собери картинку и узнай сказку»
Дети подходят и садятся за столы. И в парах собирают картинку.
Называют сказки (Волк и семеро козлят, Курочка Ряба, Репка)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Посмотрите, все сказки вернулись в книгу, теперь мы можем почитать, садитесь на стульчики. (читают сказку по выбору).
Воспитатель подводит итоги занятия.