Алла Седых
Конспект занятия по развитию речи «Поможем сказочному дубу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных техник для подготовительной группы по развитию речи «Поможем сказочному дубу»
Программное содержание:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Поможем сказочному дубу“» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обучающие: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков; упражнять в подборе существительных к прилагательному. Учить детей выступать с небольшим устным монологом на тему по собственному опыту, внимательно слушать собеседника, владеть вниманием слушателя, правильно подбирать средства интонационно-звуковой, логической, эмоционально образной выразительности при рассказывании;
Развивающие : развивать умение придумывать свою концовку к сказке, обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойствами и качествами.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать другого, не перебивая. Воспитывать интерес к словесному творчеству, импровизации, самовыражению.
Цель: Обобщение знаний детей, полученные в течении учебного года. Повышение уровня коммуникабельности. Развитие коммуникативно-речевых навыков, технику речи. Совершенствование речи как средство общения. Приобщение детей к самостоятельности суждений. Развитие неязыковых средств публичной речи (осанкой, жестами). Умение работать в коллективе.
Предварительная работа: Чтение сказок. Беседы по сказкам. Составление небольших рассказов по картинкам.
Методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Игровой (игра с мячом, пальчиковая гимнастика с шариками су- джок);
Приемы: объяснение, беседа, показ, анализ, одобрение, поощрение.
Этапы:
1) Создание проблемной ситуации: обратила внимание детей на то, что нужно помочь жителям леса. Заинтересовала детей на предстоящую деятельность-выполнить задания и найти подсказки и листья, чтобы волшебное дерево ожило.
2) На 2-м этапе основной части, деятельность детей, где были включены задания на умственное, и речевое развитие, систематизацию имеющихся знаний. Для снятия общего переутомления была проведена физ. минутка.
3) Заключительная часть: самостоятельная деятельность детей, где было включено практическое задание: украшать волшебные листочки с помощью техники ЭБРУ.
Материал: волшебные листочки, игрушка Кот Ученый, конверты с подсказками, карточки с изображениями собаки, дома и цветка, шарики су – джок по количеству детей, белые листочки, гуашь, кисти, салфетки и т. д.
Ход занятия
I Организационный момент
Дети стоят перед гостями.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, к нам пришли гости, давайте с поздороваемся с ними:
(хором)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Присаживайтесь на стульчики. (Полукругом) (Нахожу самолет)
Посмотрите, ребята, к нам в группу прилетел самолетик! Да это не просто самолетик, а письмо. Прочтем его:
«Здравствуйте, дети из группы цыплята! Злой волшебник заколдовал наш сказочный дуб, он потерял свои листочки и теперь не может исполнять желания. Волшебник предупредил, что спрятал листочки в вашей группе. Друзья, мы слышали про ваши успехи, и знаем, что вы ловкие, смелые, дружные и сообразительные ребята. Помогите нам спасти наше чудесное сказочное дерево»
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы согласны помочь жителям волшебной страны?
Перед началом серьезных испытаний немного потренируем наши язычки.
Если в сказку всем сердцем поверить
В мир волшебный откроются двери
(приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете
(широкий расслабленный язык удерживать на нижней губе)
На летучем большом корабле!
(Чашечка - рот открыт, губы в улыбке. Язык широкий во рту в верху,
с поднятыми боковыми краями, которые смыкаются с верх боковыми зубами.
Средняя часть спинки языка прогибается книзу.
Удерживать под счёт от 1 до 10) .
Или с Бабой - Ягой на метле!
(Болтушка - приоткрыть рот и забрасывать язычок на верх, губу быстро двигать им вверх, вниз и произносить: бл, бл)
А может верхом на Коньке Горбунке!
(Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя. Длительность выполнения 5—10 сек.)
А ещё на Боровичке!
«Грибок» - Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к твёрдому нёбу, видна подъязычная связочка –ножка грибочка).
Можно в сказку влететь на Жар Птице!
(Качели. Рот открыт. Губы в улыбке.
Языком во рту совершать движения, то поднимая к перед. зубам,
то опуская его к нижним.
Выполнить 5-10 движений).
Можно на Колобке закатиться!
(Маляр- Рот открыт. Губы в улыбке.
Широкий кончик языка гладит твёрдое нёбо, делая движения от верх.
Зубов в глубь рта(5-7раз).
Можно въехать, как слон на еже…
(Накажем непослушный язычок - Самомассаж языка
- слегка покусывая передн. широкую часть зубами, произносить
«ла—ла—ла; лы-лы-лы…» 5—10 сек,
при этом должны быть видны нижн. передн. зубки).
Ой, мы кажется в сказке уже!
II Основная часть
Первое задание вы найдете, если отгадаете загадку:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)
Где же можно найти книги? (В книжном уголке.)
- А где ещё больше храниться книг? (В библиотеке.)
Дети идут в книжный уголок, находят конверт.
Воспитатель читает задание: «Рассказать, какому герою, какой сказки принадлежат волшебные предметы и в чём их волшебная сила?».(Карточки в конверте, я показываю)
Молодцы ребята, правильно выполнили задания, появилась следующая подсказка :
Воспитатель: Слушайте второе задание.
В городах и в деревнях,
Ты везде их повстречаешь,
В них тепло, светло, уютно,
Ну и как их величают?
(Дом)
Дети находят конверт в кукольном домике, идут на ковёр.
Игра с мячом. (физминутка)
- Дом из дерева какой? (Деревянный.)
- Из кирпича?
- Из камня?
- Изо льда?
- Из глины?
- В каких сказках встречаются дома и домики? (Ответы.)
1. Избушка на курьих ножках ("Гуси-лебеди», "Баба Яга». .)
2. Ледяной дворец ("Снежная королева» из сказки Г. Х. Андерсена).
3. Избушка, а рядом - разбитое корыто (из сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке»).
4. Ледяная избушка (в сказке «Лиса и заяц»).
5. Терем, в котором девица живет (Василисе Премудрой).
6. Домики трёх поросят.
Воспитатель: Ну что ж, и с этим заданием справились, появилась третья подсказка
Третье задание.
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно…
(Театр)
Дети указывают на театральную ширму.
- Я слышу там кто – то шуршит. (Появляется перчаточная кукла Кот ученый)
Кот: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Кот ученый.
Кот: Я знаю, что с нашим волшебным дубом случилась беда. Злой волшебник заколдовал его и он потерял свои листочки. Но вы смелые и умные ребята и обязательно поможете расколдовать его. Только нужно справиться со всеми испытаниями. И следующее задание такое: нужно по очереди придумать сравнения к словам. Давайте я начну, а вы будете мне помогать :
- Река блестит, как. (зеркало, хрусталь, золото, серебро)
- У белочки глаза как. (бусинки, пуговицы, капельки, бисеринки, звездочки, хрусталики)
- Травка мягкая как. (ковер, подушка, мех, перья, вата, перина)
Кот: ну что же, молодцы, справились с заданием. И вот вам следующая подсказка.
Четвёртое задание.
Собрать машинку, вездеход,
Дворец, ракету, пароход
И, даже целый городок
Конструктор этот нам помог.
(Лего)
Дети находят четвёртый конверт. Задание – построить предложение из трёх слов
Посмотрите внимательно на мольберт и рассмотрите то, что здесь нарисовано.
Задача: Нужно составить предложения, в которых обязательно есть эти три слова: собачка, домик, цветок.
(Дети составляют по 1 предложению с этими словами)
- Собачка стережет дом, у которого растет цветок.
- Собачка нашла цветок и принесла его в дом.
- В горшке у дома растет цветок, который собака не может достать.
- Собачка принесла девочке цветок, который рос у дома.
- Собачка вышла из дома погулять и нашла красивый цветок.
-Около дома распустился красивый цветок и собачка его охраняет.
- Мальчик пошел гулять с собачкой и около дома на проталинке увидел первый цветок.
- Я гуляла с собакой около дома и любовалась необычным цветком на клумбе.
-Мама посадила около дома цветок розы и наша собака его стережет.
- Моя собака любит гулять около дома и нюхать цветы.
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Появилась пятая подсказка :
На парте краски и набор гуаши,
Портрет, пейзажи — то рисунки наши.
Нужны здесь аккуратность и старание,
А сам урок зовется…
(Рисование)
Дети проходят к изо-уголку. Воспитатель находит белые дубовые листочки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется, это листочки волшебного дуба, но они совершенно не похожи на сказочные, наверное, это еще одно испытание злого волшебника.
Скажите, ребята, как можно из обыкновенных белых листочков сделать волшебные?
Дети: раскрасить листочки.
Воспитатель: Правильно, но раскрашивать мы их будем волшебным способом.
Но перед этим заданием разомнем наши пальчики.
Массаж Су-джок
Этот шарик не простой - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть – (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз-катаем, два-катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
В руку правую возьмем,
В кулачок его сожмем.
В руку левую возьмем
В кулачок его сожмем.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки
Теперь похлопаем немножко.
Воспитатель: присаживаемся за столы. Листочки мы будем украшать с помощью техники ЭБРУ.
( На столе у детей лежат: краски разных цветов, кисточка, лоток с водой, палочки, салфетки и стаканчик с водой.)
Воспитатель: Сначала Арина нам напомнит технику выполнения.
Арина: Разбрызгиваем краску по воде стуча кисточкой об палец. Затем промываем кисточку от краски, оставшуюся воду впитываем салфеткой. Берем следующий цвет и повторяем тоже самое. И в третий раз делаем также. Цвета могут быть такие, какие вам нравятся.
Теперь я беру палочку. Посмотрите, оно не очень острое, но нужно быть с ним осторожнее. Начинаю водить ей по воде в разных направлениях. Можно вообразить себе какие-нибудь узоры и нарисовать их.
Воспитатель: Спасибо, Арина. Присаживайся. Приступаем к работе. Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые волшебные листочки для сказочного дуба.
(Под музыку выполняем работу)
Кладем листики на воду. Теперь мы все вместе досчитаем до 10.
Вынимаем листики строго по краю лотка.
(Складываем на поднос).
Давайте сходим помоем руки и присядем на свои стульчики.
III Подведение итогов. Анализ.
Воспитатель: Ну вот, посмотрите какие чудесные листочки получились! После высыхания эти листочки мы отправим почтой в сказочную страну, для волшебного дерева вот в таком конверте.
А сейчас скажите мне ребята, вам понравилось помогать жителям сказочной страны?
Какие задания для вас были сами интересными?
Какие задания были самыми трудными?
Что нового узнали?
Спасибо всем за внимание. Давайте скажем нашим гостям «До свидания!»