Елена Ткаченко
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по картине «На ферме» (домашние животные)
Конспект занятия по развитию речи
(подготовительная группа)
Составление рассказа по картине «На ферме» (домашние животные)
Программное содержание:
Образовательно-коррекционные задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Составление рассказа по картине „На ферме“ (домашние животные)» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- Закрепить представление детей о внешнем виде домашних животных, их строении, повадках, пище, пользе, приносимой людям.
- Формировать умение составлять рассказ по картине, придумывая предшествовавшие и последующие события.
- Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные, подбирать к словам синонимы.
- Упражнять в употреблении предложений с союзом «потому что».
- Развивать внимание, память, творческое мышление.
- Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать других детей.
- Воспитывать любовь к домашним животным.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Встанем вместе, встанем в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко ладошку к ладошке прижмем
И с пожеланий день свой начнем:
Мы желаем всем удачи, и здоровья, и добра.
Пусть нам солнце ярче светит,
Мы хотим большими стать.
Будем счастливы на свете,
Будем много, много знать.
- Ребята, я вчера получила письмо от фермера Петра Васильевича, он приглашает нас в деревню познакомиться с животными, которые там живут.
- Вы хотите туда отправиться?
- Закройте глаза и повторяйте за мной:
Раз, два, три – повернись,
И в деревне очутись!
(показ иллюстрации Петра Васильевича).
- Вы наверно поняли, что сегодня мы с вами будем говорить о домашних животных.
2. Основная часть.
- Мы приехали на ферму, но она закрыта, нигде никого не видно.
- Посмотрите, фермер Петр Васильевич оставил для вас задания, которые находятся в конверте. Если вы выполните задания, то увидите всех обитателей фермы.
- Вы хотите узнать какое первое задание.
(на доске висит плакат с домами животных. Окошки закрыты. По мере отгадывания загадок, окошки открываются).
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи,
А моется всех чище. (Кошка)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака).
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт. (Корова).
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок).
Борода да рожки
Бегут по дорожке. (Козёл).
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
- Как можно назвать этих животных? (домашние животные)
- Почему эти животные называются домашними? (потому что живут рядом с человеком, и человек о них заботится).
- Почему этих всех животных можно назвать одним словом - животные? (тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т. д.)
- Молодцы
- Давайте посмотрим, какое следующее задание оставил нам Петр Васильевич.
- Ребята, у каждого животного есть семья и сейчас Петр Васильевич предлагает поиграть в игру «Назови семью»
- Вы должны назвать всех представителей семейства.
(Предлагаю детям иллюстрации животных. Дети должны назвать всех представителей семейства).
Задание «назови всю семью»
папа – кот, мама – кошка, детеныш (и) – котенок (котята).
папа – конь, мама – лошадь, детеныш (и) – жеребенок (жеребята). И т. д.
- Всё верно.
- Ребята, с фермы раздаются голоса различных животных. За свои любимые лакомства животные благодарят своих хозяев и говорят «Спасибо!». Но каждый говорит по-своему. Следующее задание от Петра Васильевича, вам нужно сказать, как домашние животные разговаривают.
Игра «Кто, как голос подает»
- Кошка как голос подает (мяукает)
- Как собака? (лает)
- Как коза? (мекает)
- А как овца? (блеет)
-Как корова? (мычит)
- Как свинья? (хрюкает)
- Как лошадь? (ржет)
Молодцы, справились с заданием
- У Петра Васильевича есть сын. А у него есть верный друг. Вот они на фотографиях.
- Вот вам ещё задание от Петра Васильевича. Вам нужно рассказать историю, которая произошла с его мальчиком.
- Как вы думаете, как зовут сына Петра Васильевича?
- Кто был другом у мальчика?
- Какую кличку можно дать щенку?
- Где гулял мальчик со своей собакой?
- Что увидела собака и куда побежала?
- Кто вылетел из яркого цветка?
- Что маленькая пчёлка делала в цветке?
- Почему пчёлка укусила собаку?
- Что случилось с собакой после укуса пчелы?
- Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
- Можно ли назвать рассказ «Неудачная прогулка»? Почему?
Образец рассказа
«Неудачная прогулка»
Ваня и собака Лайка гуляли по аллее парка. Лайка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Лайка носом коснулась цветка, и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала пыльцу. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У Лайки распух нос, из глаз потекли слезы. Лайка опустила хвост. Ваня забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им Лайке нос. Боль успокоилась. Лайка лизнула Ваню в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.
Составление рассказ детьми.
- Молодцы. Интересные истории у вас получились.
- А теперь давайте, представим, что мы с вами котята.
Физкультминутка. Обыгрывание стихотворения В. Степанова “Кошка”.
Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.
- У Петра Васильевича большое хозяйство на ферме. Всех животных по пять. И вот его следующее задание посчитай животных.
Игра «Сосчитай до пяти» (с мячом)
Дети становятся в круг и передают друг другу мяч проговаривая:
Один пушистый кот - …
Одна быстрая лошадь – …
Один ретивый конь – …
Одина верная собака – …
- У каждого животного на ферме у Петра Васильевича своё жильё. Давайте вспомним, как оно называется.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
- Как называется помещение, где живут коровы (коровник)
- Как называется помещение, где живут овцы (овчарня)
- Как называется помещение, где живут кони (конюшня)
- Как называется помещение, где живут свиньи (свинарник)
- Как называется помещение, где живут кролики? (крольчатник)
- Как называется помещение, где живут разные домашние животные (хлев)
- Где живёт собака? (собака живёт в будке).
- Где живёт кошка? (кошка живёт в доме).
- Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно?
(нет).
- Почему? (за ними не кому ухаживать).
-Какая опасность их подстерегает? (на них могут напасть дикие звери).
-Как человек ухаживает за домашними животными? (кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)
-Ребята, как называются профессии людей, ухаживающих за домашними животными?
Дидактическая игра «Назови профессии людей ухаживающих за животными?»
- За свиньями ухаживает кто? (свинарка)
- За лошадьми ухаживает кто? (конюх)
- Что делает овчар? (ухаживает за овцами)
- Кто лечит животных? (ветеринар)
- Про домашних животных много есть крылатых выражений. Петр Васильевич просит вас объяснить, как вы поминаете эти выражения.
Д/ и: «Объясни значение выражений»
Иногда люди говорят «как корова языком слизала».
- Что значит выражение: «Как корова языком слизала» (значит очень быстро исчез, будто совсем и не было);
- «Как кошка с собакой» (это означает жить в постоянной ссоре, вражде);
- «Покупать кота в мешке» (это означает приобретать что-то, не видя, не зная заранее).
3. Итог.
- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и повторим за мной:
Раз, два, три – повернись,
В детском саду очутись!
- Где мы с вами побывали сегодня?
- Кого мы там видели?
- Ребята, вы меня сегодня порадовали своими знаниями, все молодцы!