Людмила Боровских
Конспект занятия по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки
Условия реализации:
• направление – «Познавательно-речевое развитие»;
• образовательная область – «Коммуникация»;
• возраст воспитанников – 5 – 6 лет (старшая группа);
• межпредметные связи – «Физическая культура», «Социализация», «Музыка»;
• партнёры по реализации – воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Задачи: Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи по мотивам русской народной сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Формировать у детей практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; закрепить умения образовывать относительные прилагательные, подбирать родственные слова.
Коррекционно-развивающие :
Закрепить у детей правильное звукопроизношение в чистоговорках; развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; речевую коммуникацию, внимание, память, словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
Поддерживать у детей активность, самостоятельность, творчество; побуждать проявлять сочувствие, смекалку, взаимопомощь.
Оборудование: Схема предложения; предметные картинки: дом, мак, кит, кот, танк, лук, морковь, помидор; яблоко;пирожки с начинками; проектор; мультимедиа (Приложение 1).
Место проведения: Музыкальный зал
Ход занятия:
Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии по выбору и садятся на места Логопед: Сядем, деточки, рядком
Да поговорим ладком
Про сказки русские, известные
И до сих пор нам интересные (слайд 1).
В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Алёнушка да сынок Иванушка (слайд 2). Ждали они как-то к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали дома прибраться да за Ванюшей-малышом посмотреть. Сами лошадь запрягли и поехали (слайд 3).
Логопед: Ребята, скажите, а как зовут детеныша у лошади?
Дети: Жеребенок.
Логопед: Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки (слайд 4).
Упражнение на координацию речи с движением «Умелые руки».
Наши руки умелые такие, Дети вытягивают руки вперед, поворачивают ладони то вверх, то вниз.
Наши руки – руки золотые.
Они умеют вышивать, Выполняют движения в соответствии с текстом.
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть.
За порядком следить. Грозят пальцем.
Вот они какие - руки золотые. Протягивают руки вперед.
Логопед: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками (слайд 5).
Логопед: Как вы думаете, мы слышим звуки или буквы?
Дети: Мы слышим и произносим звуки, а буквы пишем.
Логопед: Пока ребята на улице играли, налетели гуси-лебеди (слайд 6, подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дороге, торопится (слайд 7).
Логопед: Ребята, давайте подберем родственные слова к слову ДОРОГА.
Дети: Дороги, дорожка, дорожный, придорожный, дороженька.
Логопед: Дошла Аленушка до печки (слайд 8). Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть пышки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пышки. Печка в благодарность угостила ее румяной пышечкой.
Стихотворение с движением «Поедалочка».
Пышка сметанная, Дети «стряпают пирожки» (то одна рука сверху, то другая)
Корочка румяная,
В печи она сидела, Ставят руки «полочкой» перед грудью.
На нас она глядела. Округляют большой и указательный пальцы и приставляю к глазам Пыхтела, пыхтела Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.
Да в рот захотела. Касаются ладонями губ.
(Л. Яхнин)
Логопед: И вас печка пирожками угостила. Скажите, у кого какая начинка в пирожке? ( картинки: яблоко, мясо, творог, капуста, лук, малина и т. д.)
Дети: Мясная, яблочная, капустная, луковая, малиновая, творожная и т. д.
Логопед: Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит (слайд 9). Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоне, сняла яблочки, сложила их в кучку.
Логопед: Сейчас, и мы составим цепочку из яблок так, чтобы последний звук первого слова, был первым звуком следующего слова (дом, мак, кот, танк, кит).
Дети составляют цепочку слов.
Логопед: Одно яблочко скатилось прямо девочке в руки. Это ее яблонька отблагодарила.
Логопед: Давайте, и мы с вами яблоньку порадуем.
Динамическая пауза «Принцесса».
То не белый снег идет – Дети поднимают руки и медленно опускают их, легко встряхивая
кистями
Это яблоня цветет. Вращают кистями, поднимая руки (фонарики)
Яблоня – принцесса- Плавно покачивают поднятыми руками из стороны в сторону.
На опушке леса.
Логопед: Подошла девочка к речке (слайд 10). А она-то едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, отодвинула камни. Опять побежала речка весело.
Чистоговорка «К – КЬ»
КА-КА-КА – бежит чистая река. Дети делают волнообразные движения руками.
КИ-КИ-КИ – берега высоки. Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая.
КЕ-КЕ-КЕ – искупаемся в реке. Вытягивают руки вперед и прижимая их к груди.
УКИ-УКИ-УКИ - в реке плавают щуки. Прижимают ладони друг к другу и качают ими.
Логопед: Довела дорога Аленушку до леса (слайд 11). Идет она по лесной тропинке,
прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.
Логопед: Скажите, какой твердый согласный звук есть в слове ДЕРЕВО?
Фонопедические упражнения «В лесу» по методу В. Емельянова
Скрипит старое дерево. Дети произносят «А-А-А…» (бас)
Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «У-у-у!» (снизу-вверх)
Шелестят листья на ветру. Произносят «Ш-ш-ш» на продолжительном выдохе.
Падают на землю острые иголки
с елок. Произносят короткие «а, а, а» (снизу-вверх, сверху-вниз).
Квакают на лесном болоте
лягушки. «Ква-а-а…» в низком регистре.
Зудят комары. Пропевают «з-з-з…» делая вверх-вниз.
Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!» 1-й слог низким голосом, 2 й - высоким.
Логопед: Зашла Аленушка в самую чащу. Там дом Бабы Яги стоит (слайд 12). Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба Яга, что Аленушка к ней пришла (слайд 13). Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Делать нечего, осталась Аленушка у Бабы яги, обед готовить.
Логопед: Скажите, сколько слогов в слове ЛУК, МОР-КОВЬ, ПО-МИ-ДОР.
Дети: лук – 1сл. ; морковь – 2 сл. ; помидор – 3 сл.
Логопед: Стала чаем старуху угощать.
Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
Раз-два-три-четыре-пять - Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.
Вышла чашка погулять.
Мимо чайник пролетает - Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки – «чайник, наливает чай».
Чашку чаем наполняет: Хлопают ладонью одной руки по ладони другой.
- Буль-буль!
Ой-ей-ей! Прижимают ладони к щекам и качают головой.
Нужен сахар кусковой. Хлопают ладонями по коленям.
Раз-два-три-четыре-пять - Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.
Вышел сахар погулять.
Мимо ложка пролетает, Водят указательным пальцем одной руки по ладони
Другой.
Сахар в чашке растворяет: Хлопают в ладоши.
- Дзынь - дзынь!
Ой-ей-ей! Прижимают ладони к щекам и качают головой.
Нужен пряник расписной! Хлопают ладонями по коленям.
Раз-два-три-четыре-пять - Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.
Вышел пряник погулять.
Рядом зубки поджидают - Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки вперед.
В прятки с пряником играют! Стучат кулачками друг о друга.
- Хруст-хруст!
Ай-яй-яй! Прижимают ладони к щекам и качают головой.
По столу растекся чай! Поглаживают колени ладонями.
Раз-два-три-четыре-пять - Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.
Вышла тряпка погулять.
Тряпка в чае извозилась, Потирают ладони друг о друга.
Тряпка фыркала и злилась:
Раз-два-три-четыре-пять - Стучат кулачками по бедрам.
Не хочу с тобой играть! Топают ногами.
(М. Яснов)
Логопед: Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать (слайд 14). Как только Баба Яга скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой (слайд 15). А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей-лебедей (слайд 16). Не догнали гуси-лебеди братца с сестрой, вернулись домой к Бабе Яге ни с чем.
Логопед: Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблонька, и печка спрятали Аленушку с братом?
Дети отвечают.
Логопед: Успели дети вернуться домой до приезда родителей (слайд 17). Вскоре и папенька с маменькой вернулись, а тут и гости на пороге с гостинцами (слайд 18).
Логопед: Ребята, а какими словами можно закончить сказку?
Дети отвечают.
Итог занятия.