Юлия Кащаева
«Ознакомление с малыми фольклорными формами». Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с малыми фольклорными формами
Задачи:
• учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;
• формировать представление о жанре загадки;
• познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной, помочь запомнить текст колыбельной.
Материал: чудесный мешочек; игрушки — белочка, лиса, мышка, мишка, зайка, куклы.
Ход занятия :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками; предлагает отгадать, что лежит внутри.
- Как можно узнать об этом? (угадать, пощупать, достать из мешочка) Воспитатель дополняет ответы детей:
- Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, т. е. спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».
- Отгадайте загадку: Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (мышь)
- Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке? (ответы детей)
- Послушайте еще загадку.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Как вы поняли, что это белка? (ответы детей)
Что это за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
- Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке?
- Давайте рассмотрим вместе игрушки.
Потом воспитатель обобщает:
«Загадка — это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается и говорится какой он».
- Ребята, послушайте слова, и давайте попробуем правильно их произнести: слова «шишка, сушка».
- Как же научиться правильно произносить слова? Есть специальное средство. Скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова.
Дети проговаривают скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» - сначала медленно, а затем быстрее.
Скороговорки помогают детям научиться правильно говорить.
- Ребята, а чему помогают колыбельные песни, что это за песни? Пели ли вам колыбельную? (ответы детей)
- Послушайте колыбельную песню:
Ночь пришла, темноту привела.
Задремал петушок, запел сверчок.
Уже поздно, сынок, ложись на бочок,
баю-бай, засыпай.
- Громкие или тихие колыбельные песни?
- Быстрые или медленные? Почему?
(Ответы детей)
- Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии и чем занимались?