Лилия Салахова
Конспект занятия по развитию речи на тему «Знакомство с согласными Ж и Ш (звонкий и глухой)».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи на тему «Знакомство с согласными Ж и Ш (звонкий и глухой)».
Программное содержание:
Формировать умение понимать учебную задачу. Учить дифференцировать гласные и согласные буквы в словах.
Развивающая задача :
Развивать графические навыки при составлении предложений и определять количество слов. Развивать фонематический слух и способность к передачи звуков Ж и Ш.
Образовательная задача:
Темочки:
Закреплять умение складывать, читать слоги с пройденными гласными буквами. Закреплять умение писать «диктант» из пройденных букв.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Подскажи словечка», «Первый звук потерялся», «Подскажи словечка» правописание букв в тетрадях.
Материал оборудование:
Лесная полянка, игрушка Лунтик, картины птиц, пчела, змея, грибы, цветы – буквы, карточки, карандаши с листочками, указка.
Словарная работа:
Звонкие, глухие, диктант, схема предложений.
Методические приемы:
Показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, наблюдение за работой детей, анализ работы детей.
Индивидуальная работа:
Развитие звука произношения ж и ш с Равилем, Лейлей. Помочь в составлении предложений Айгуль и Ранэле.
Использованная литература:
1. Программа.
2. Колесникова Е. В. «Развитие звука – буквенного анализа у дошкольников» Москва, 1996 г.
3. Ельцова О. М. «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» Волгоград 2009 г.
4. Бондаренко Т. С. «Комплексные занятия в под. группе».
Ход занятия.
Голос из-за дверей.
На луне родился малыш?
Воспит. Кто – же это?
Дети: Лунтик. (входит Лунтик).
Воспит. : (входит Лунтик) Лунтик очень хотел подружиться с кем нибудь?
Дети. Здравствуй Лунтик?
Лунтик: Здравствуйте. А кто вы?
Дети: Мы дети из детского сада «Березка»
Лунтик: А вы со мной дружить будите?
Дети. Ответы детей.
Воспит. А хочешь мы возьмем тебя с собой на экскурсию в лес?
Лунтик: Хочу.
Дети, а вы себя вести в лесу умеете?
Правила поведения в лесу.
- нельзя ломать гнезда.
- нельзя мусорить в лесу….
Лунтик: (видит ежика) Можно мне погладить ежика?
Дети: Ты ежа не трогай лучше,
Потому что он … колючий
Лунтик: А кого можно погладить?
Дети: Кошку, собаку, ребенка.
Воспит. Дети посмотрите, сколько на полянке цветов?
Полюбуйтесь, какая красота?
(на цветок садится пчела и жужжит)
Ж-Ж-Ж
Лунтик и дети пугаются!
Дети что это мы слышим? Звук
Воспит. Как Жужжит пчела?
Ж-Ж-Ж
Воспит. Посмотрите под елкой что - то ползет?
Дети: под елкой ползет змея.
Воспит. Как шипит змея?
Ш – Ш – Ш.
Дети посмотрите, на нашу полянку прилетели птицы?
Каких птиц вы узнали? Скворец, журавль, Аист….
Где они зимовали?
Дети давайте возвратимся домой не будем мешать лесным жителям.
Физкультминутка:
Аист, Аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топни правою ногой,
Топни левою ноной.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Вернемся по этой тропинке, можете сорвать несколько цветов.
(дети срывают несколько цветов, а там буквы)
Дети располагают буквы в две колонны:
Влево гласные, а вправо согласные.
Воспит. Почему вы так расположили?
Гласные потому что они произносятся с голосом, воздух не встречает преград.
Согласные потому что воздух не проходит свободно встречает преграду зубы, язык, губы.
Воспит. У меня в руке две буквы Ж и Ш давайте произнесем?
Держите горлышки ладошками. Что вы чувствуете?
Ж – горлышко дрожит, звонкое согласное
Ш – горлышко не дрожит, глухое согласное.
Согласные буквы Ж и Ш дружат с гласными образуется слог.
(На столах карточки со слогами дети читают)
ША, ЖУ, ШЫ, ЖУ, ЖО….
Из этих слогов можно составить слова. Шу-ба, Жук…. (дети из своих слогов составляют слова)
На доске рисунке дети делят на слоги: Кув – шин, Ка – ран – даш, Шар, Лан – дыш, Ля –гуш – ка…. хлопками или шагами.
Из слов составляем предложения по схеме
- -. - - -. - - - -.
Детям напомнить, как правильно держать карандаш.
Диктант
Ш О Л
С А Т
Н У Х
Лунтик собирает работы детей и относит учителю на проверку.
Анализ:
Дети как вы думаете, на какую оценку мы сегодня потрудились? Что вам показалось трудным на занятии? Что нового узнали на занятии?
Учитель делает анализ работам детей.